Сибирские огни, 1940, № 4-5
идущие вразрез с буржуазной методоло- гией. В работу вносится высокая идейность. Эта работа становится действительно жиз- ненно необходимой, актуальной для нашей современности, живой и плодотворной. А. Гуревич ставит задачу «Изучить ге- роику гражданской войны своего района» («Культурный фронт», 1931, № 5—6, стр. 67—69) и стремится привлечь к этому делу рабочих, учащихся, «каждого про- свещенца н культармейца». Историк М. Гудошников пишет о перестройке краеведения (там же, стр. 63—66). В «Си- бирских Огнях» печатаются песни о Ча- паеве (правда, в переработке), перевод песен тувинцев, устный сказ о Ленском расстреле, три песни ленских рабочих. В фольклористические изучения вовлекают- ся литкружки, рабочие и колхозники — носители и создатели народного творче- ства, обращается внимание на агита- ционное значение фольклора. Фольклор становится мощным орудием в руках аги- татора и пропагандиста. Работа фолькло- ристов и краеведов вообще приобретает активно-массовый характер. Из статей иркутских фольклористов видно, какую важную, решающую роль в определении новых задач восточно-сибир- ской фольклористики сыграли выступле- ния М. Горького по вопросам фольклора. Письмо Н. К. Крупской о фольклоре, помещенное в журнале «Будущая Си- бирь» (1933, № 6, стр. 36), послужило для местных фольклористов руководством к действию. Надежда Константиновна ока- зала поддержку начинаниям восточно-си- бирских фольклористов в области изуче- ния революционного фольклора', но дала важный корректив к этим начинаниям, требуя точности записей и отвергая фаль- сификаторство. «В фольклоре прошлое причудливо переплетается с настоящим. Важна каждая реплика, каждый цвишен- руф...» «Почему я так вцепляюсь в фоль- клор, — писала далее Надежда Констан- тиновна. — Мне кажется, что тут мож- но нащупать новые пути п о д н я т и я н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а , с у б л и - м а ц и и с т а р ы х фо рм н а выс - ш у ю с т у п е н ь . (Подчеркнуто нами.— К. К.). Особенно важен фольклор у нац- меньшинства, где народное творчество еще охватывает широкие массы. В чем должна заключаться сублимация? Мне ка- жется, — в создании массовых художе- ственных форм передачи материала, ма- териала современного, правдивого. Ста- рый фольклор переплетается с религиоз- ными воззрениями, с народной темнотой. Это надо изжить». Как видим, в письме Н. К. Крупской четко сформулирована идея руководства в области фольклора, борьбы за новые фор- мы народного творчества, идея использо- вания создания народного гения для под- нятия самого создателя на высшую сту- пень. Все это учли местные фольклористы. Задачи были осознаны, и надо было при- ступить к их осуществлению. Собирание и отчасти изучение фольклора сосредото- чено было, главным образом, в фольклор- ной секции Иркутского Государственного Краеведческого Музея. Секция оказала помощь Институту языка, литературы и истории (Улан-Удэ) в организации фоль- клорного отдела и инструктирует работу бурят-монгольских фольклористов. Иркут- ское отделение Союза писателей уделяет значительное внимание фольклористике. Местные газеты, например, «Восточно- Сибирская Правда», довольно часто печа- тают фольклористические записи и дают оценку вновь выходящих из печати изда- ний по фольклору. Выдвигаются новые кадры специалистов в области собирания и изучения фольклора. В данной статье мы хотели бы спе- циально остановиться на вышедших в последние годы работах А. В. Гуревича, который по справедливости может быть назван виднейшим в настоящее время представителем фольклористики Восточной Сибири. Ученик проф. М. К. Азадовского, А. В. Гуревич является организатором и руководителем фольклорой секции Ир- кутского Гос. Краеведческого Музея. Бла- годаря стараниям А. В. Гуревича прово- дится довольно широкая экспедиционная работа. Не только" собран, но и уже опуб- ликован большой материал (статьи и це- лые книги), ставший достоянием науки и широких кругов наших читателей. В 1937 г. в Иркутске вышел из печа- ти' составленный А. В. Гуревичем сбор- ник: « У с т н ые р а с с к а з ы и ле- г е н д ы о д е к а б р и с т а х в Си б и - ри». Это первый опыт собрания фоль- клорных записей о декабристах в Сибири на протяжении ста с лишком лет. Соста- витель не претендовал на полноту, мно- гие опубликовапные записи были ему не- доступны, многие не вошли за недостат- ком места в издании.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2