Сибирские огни, 1940, № 4-5
Проф. К. А. Копержинский ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА (Работы А. В. Гуревича) Несколько лет тому назад собирание и изучение восточно-сибирского фольклора сосредоточивались главным образом в «Восточно-сибирском отделе Географиче- ского общества». Это общество издавало в свое время «Известия», па страницах которых печатались работы по этногра- фии и фольклору, а в годы пореволю- ционные — «Сибирскую Живую Старину» (1925—1930) и вообще дало немало пе- чатных трудов. Иркутск был, можно ска- зать, центром изучения, а главным обра- зом, собирания фольклора не только Во- сточной Сибири, но и всей Сибири в це- лом. Специально в области организации изучения сибирского фольклора крупную роль сыграли: проф. М. К. Азадовский, Г. Виноградов и ряд других ученых. С от'ездом проф. М. К. Азадовского в Ленинград несколько ослабела организа- ционная работа.. Но дело не только в этом. Устарели и самые формы работы и задачи, которыми руководились фолькло- ристы к этнографы «Восточно-сибирского отдела Географического общества». Такие важные разделы народного творчества как р а б о ч и й ф о л ь к л о р , фольклор о л е н с к и х с о б ы т и я х , о г р а ж д а н - с к о й в о й н е , к а т о р г е и с с ы л - к е — почти совсем не разрабатывались. Над Отделом тяготели старые тради- ции. Как известно, были времена, когда выражалось сомнение в том, относится ли р а б о ч и й фольклор к области фолькло- ра. Собиратели в исследователи довольно робко подходили к этой тематике. «Дореволюционная фольклористика пер- вых лет советского периода, еще продол- жавшая старые традиции, трактовала фольклор, главным образом, как поэзию деревни. Под таким заглавием вышла еще в 1926 году инструктивная книжка бра- тьев Соколовых; так же трактовался во- прос и в аналогичной работе автором на- стоящей статьи «Беседы собирателя» (1925)». Так писал проф. М. К. Азадов- ский в 1933 г. («Литер, газ.» № 57). То новое в жизни и творчестве народа, в нем именно отражается новое качество нашей социалистической действительно- сти, оставалось невыявленным. Не изжи- тым оказывалось представление о фоль- клорных явлениях лишь как о фактах пе- режиточных. Роль собирателя видели за- частую в том, чтобы цепко держаться за старые формы жизни, верований, творче- ства, консервировать и поддерживать их в народе, вместо того, чтобы, наоборот, изучая и собирая старое, бороться за рождающиеся из недр жизни новые фор- мы бытия и сознания, бороться за ка- чественно новое творчество. Многие со- биратели п исследователи были далеки от идеи р у к о в о д с т в а в области фоль- клора п перестройки быта на новых на- чалах под руководством коммунистической партии. Когда этот вопрос поставлен был во всю широту, стала совершенно очевид- ной неподготовленность некоторой части фольклористов н этнографов к работе по- новому. Выдвигаются новые кадры соби- рателей и исследователей, порвавших с традициями об'ективизма. Взгляд на на- родную жизнь и народное творчество, как на своеобразную экзотику, отходит в прошлое. Используя все положительное в рабо- тах своих предшественников, новые кад- ры расчищают заросли об'ективизма, ко- ренным образом пересматривают методы работы, борются за овладение марксиз- мом-ленинизмом, выдвигают принципы,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2