Сибирские огни, 1940, № 4-5

Мухачев «любит и людей и природу». Лю- бит и радуется гибели органически родной ему обстановки. Так выходит у тою. Саца. Лирический герой И. Мухачева тем и характерен, что это человек, влюбленный в природу, в горы, леса, цветы, реки и даже камни. Это с самого начала и отли- чает существо лирики Мухачева. Отсыла- ем читателя и к раннему стихотворению «Камень» и к позднейшим стихам «Лю- бовь», «Цветы», «В гостях», «Радость». «Серебряная вода», «Облака». Тот самый герой, которого И. Сац обвиняет в «не- доброй радости» при виде гибнущей кра- соты. человек-строитель, хозяин, пришед- ший на Алтай с заступом и динамитом, •так воспринимает картины природы: Взволнован я величием природы, Вот горные рокочущие воды Раскинулись ручьями по долинам... Вот ягоды пылают по рябинам Как факелы. Вот, собирая росы, Взбирается крыжовник на откосы, Что залиты прозрачной синевой. Вот юные в кружок собрались ели, От них дымок струится голубой. Трудно поверить, что человек, так бла- тодарно и радостно смотрящий на мир, бу- дет радоваться при гибели его красоты. Думается, что достаточно даже этого при- мера, а мы их привели не мало выше, чтобы доказать, что утверждение И. Саца о «недоброй радости» не имеет отношения к стихам И. Мухачева, да гг. Сац и но приводит примеров, подтверждающих этот упрек. Делая правильные замечания об «отно- шении к природе современного социалисти- ческого человека», тов. Сац стремится во что бы то ни стало обвинить Мухачева в непонимании этого отношения на том ос- новании, что в двух-трех стихотворениях герой Мухачева «валит кедры, топчет зем- лю», что, по мнению критика, составляет «ожесточенный и злобный культ господ- ства». Быть может это обвинение было бы спра- ведливым, если бы у Мухачева были всего те два-три стихотворения, кото- рые дали, очевидно, повод для общих вы- водов тов. Саца о том, что Мухачев-де «не найдет искомой связи, идя по этому пути». Но ведь даже и по книге, рецен- зируемой критиком, нельзя сказать, что Мухачев избрал именно этот путь главным, т. е. путь «господства» над природой. Это лишь одно из решений вопроса поэтом. И на наш взгляд правильное решение. С и б . огни Л» 4—5. 1940. 11. Ведь очевидно же, что мы, став хозяе- вами своей земли, должны покорить ее стихии, противопоставить им могучие силы техники, обуздать и покорить природу. И только таким путем человек обеспечивает себе подлинную дружбу с природой. Это насилие во имя любви. Об этом пе раз го- ворил Максим Горький, этот великий про- поведник «второй природы», т. е. приро- ды, преображенной человеческим трудом. «Поэты прошлых времен восхищались красотами и дарами природы как земле- дельцы и землевладельцы, как «дети при- роды», в сущности же — как рабы ее. В отношении поэзии к природе наиболее ча- сто и определенно звучали — и звучат — покорность, лесть. Хвала природе — хва- ла деспоту и тоном своим почти всегда напоминает молитву. Поэты почти еди- нодушно замалчивают такие скверные выходки природы, как например: зем- летрясения, наводнения, ураганы, засухи, и вообще различные взрывы и бури ее слепых сил, которые уничтожают тысячи людей, разрушают труды их рук. Пы- таясь — не очень успешно — «глаголом жечь сердца людей» или — безуспешно — 'пробуждать в людях «чувства добрые», поэ- ты никогда еще не звали человека на борь- бу с природой, за власть над ней...» (М. Горь- кий, «О литературе», стр. 97, 1933 г.). Советский поэт И. Мухачев, живописно, любовно воспевая природу, зовет также на покорение ее, к власти над нею. А тов. Сац утверждает, что на этом пути поэт «не найдет искомой связи» человека и природы. Советский человек, радующийся тому, что шаг за шагом раскрывает свою родную землю, заставляет реки менять русла, са- ды цвести © пустынях — это и глубокий образ и глубокая тема лирической поэзии. Такой образ и пытается создать И. Му- хачев. Рождение этого образа происходит в молодой советской поэзии. Все чаще и чаще в стихах советских поэтов мы встре- чаемся с образом разведчика всех неисто- щимых богатств земли, человека, который в процессе раскрытия родной земли осоз- нает себя, свои высокие человеческие пра- ва на земле, радость своего существова- ния. Не будет ни преувеличением, ни пе- рехваливанием, если мы скажем, что сре- ди 'советских поэтов Илья Мухачев более ярко и глубоко чем кто-либо отразил в своих стихах этот процесс, нашел много сильных, волнующих свежестью и евоеоб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2