Сибирские огни, 1940, № 4-5

роды» и ее векового жалкого раба. На- пример, стихотворение «Топшурист». Высоко над долиной Плавал сокол, а песня, Будто ветер в ущелье, Завывала тоскливо. Вот один возле юрты Умирает кочевник, А голодные звери Меж собою дерутся.. Это был образ бессилия человека перед силами природы, довлеющими над ним. Стихотворения: «Топшурист», «Любовь» и «Облава» хорошо раскрывают содержа- ние лирики Мухачева; показывают лириче- ского героя, алтайского человека, веками трепетавшего перед силами природы, а те- перь становящегося господином ее и в то же время любящим ее. В стихотворении «Знакомые места» ге- рой Мухачева приходит туда, где он в го- ды гражданской войны с винтовкой в ру- ках отстаивал родную землю, воевал за ее освобождение. Здесь каждый камень, каж- дое дерево брались с бою. Здесь, в этой земле зарыто много борцов за ее свободу. Земля эта теперь принадлежит ему, чело- 1 веку страны Советов. Он стремится по- знать ее до сокровенных глубин и сделать целиком своей: Мой путь туда, где над тайгою Отроги высились века, Чтоб рухнуть под моей рукою... И коль случится умирать Мне под обвалом, в тучах пыли, Одно я стану повторять, Пока язык мой будет в силе: Пусть над страной моей горит Век радости не потухая, Пусть юный, трубку раскурив, Чабан поет весну Алтая. Приход на Алтай человека-хозяина, строи- теля, не враждебен природе, наоборот, он несет весну на Алтай, означает радост- ное обновление и гор и тайги. Горы, нед- ра земли, леса сами ждали веками этого хозяина. Радость и гордость человека, по праву ставшего хозяином родной земли, героика борьбы человека со стихиями — таков лейтмотив лирики Мухачева, тако- вы ее идейные устремления. Так поверну- тая тема о жизни человека в природе да- ет Мухачеву материал для создания об- разов мужества, человеческой воли, дела- ется темой широкой, общечеловеческой. В стихотворении «Водитель верблюдов» Му- хачев стремится передать героический, су- ровый характер этой борьбы. На вершине Чаган-Узуна, среди холодов и бурь, горстка горняков раскрывает «зо- лотое сердце горы». Среди вечных снегов и туманов люди героически осваивают природу. Водитель верблюдов Абдыр, везу^ щий горнякам продукты, рискуя жизнью, упорно подымается в высь и ценой ог- ромных усилий пробивается к товарищам. В образе Абдыра мы видим развитие об- раза постоянного героя стихов Мухачева — «молодого телепгита», сына тайгп и гор. Так поэт идет к созданию образа муже- ственного советского человека. Было бы простым перехваливапием ут- верждение, что Мухачев уже создал такой образ. Показ нового «хозяина гор», под- линно поэтическое раскрытие жизии но- вого человека в природе — и сейчас еще остается творческой задачей Мухачева. По он на пути к ее решению. Критик тов. И. Сац выступил в «Моло- дой гвардии» (Ш 10—11 за 1939 г.) с рецензией на книгу стпхов Мухачева, вы- шедшую в Москве. И. Сац, отмечая своеобразие и яркость лирики Ильи Мухачева, справедливо ука- зывает на недостаточно глубокое чувство и слабое развитие мысли в некоторых сти- хах поэта. Но вслед за этим он дает такое толкование этих недостатков, делает такие общие выводы, которые уничтожают самое существо лирики Мухачева, отвергают путь, по которому идет поэт. И. Сац утверждает, что Мухачев не по- нимает нового отношения человека в при- роде. Герой И. Мухачева, советский человек, приходит на Алтай как хозяин всех его богатств. Он приходит с заступом и дина- митом, чтобы освоить эти богатства, сде- лать их достоянием народа. Человек прокла- дывает дороги, шахты, строит заводы, взрывая скалы, корчуя леса. Он покоряет природу. И. Сац утверждает, что Мухачев «довольствуется примитивными решения- ми» в раскрытии этой темы, что у Муха- чева «есть даже какая-то недобрая радость при виде того, как гибнет родная красота», что «чуждо поэзии и не имеет ценности то ожесточение, с каким Мухачев валит кедры н топчет землю». Эти утверждения о «недоброй радости» и «ожесточении» Мухачева в отношении к природе не могут не показаться странными, тем более, что сам И. Сац утверждает, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2