Сибирские огни, 1940, № 4-5
Человек везде на огромной родной зем- ле желанный гость. Поэт приглашает мо- лодого кабардинца побывать на Алтае: Пашем поле мы. Косим травы. Ловим рыбу в речных глубинах, А тебя угостим на славу Медом, ягодою малиной. Лишь просвищет первая замять, Для тебя соболей наловим, Да еще подарим на память Иноходца монгольской крови. Пусть летит этой песни радость По аулам твоей долины, Громко славя край винограда И страну золотой рябины. («В гостях»). Так «местная тема» получает значение большой и радостной темы о дружбе паро- дов Союзных республик. Перед лирическим героем Мухачева все более расширяется! горизонт, все шире раскрывается окру- жающий его мир. Циклом «Люди гор» в книге «Лирика» Мухачев значительно восполнил в своих стихах тему о революции в Ойротии. В поэме «Сайгалата» Мухачев стремится соз- дать широкое полотно об Ойротии. Не из- меняя своей манере все человеческие чув- ства, переживания, поступки показывать на фоне природы и с помощью пейзажа, Мухачев нарисовал романтические, в из- вестной степени условные, но яркие и характерные образы пастушки Сайгалаты и ее друга Чеберека. Сайгалата —• ойротская девушка, бат- рачка богатого бая Баробоша, страстно ищет выхода из унизительной., подневоль- ной жизни. Она уходит в город искать своего Чеберека и там находит свой путь — путь борьбы за освобождение: Лишь когда, цветами пылая, Много весен прошло по скатам, На зеленом родном Алтае Появилась вновь Сайгалата. Собирались над водопадом Голубые стада туманов, Шла пастушка с красным отрядом Против белой банды Кармана. Сайгалата поет своему народу песни, зовущие на борьбу за свободу. Она, как и Чеберек, погибает в бою, погибает счастли- вой, полной радостной веры в победу: Но задумчивые от заботы, Да от боли большой человечьей, Уложили пастушку ойроты В низкой юрте на шкуры овечьи, Ей мерещилось: битва, крики, Над ущельями,. над лесами Чеберек на высокой пике Поднимал боевое знамя. В «Сайгалате» Мухачев показал всю многоцветность и яркость своей поэтиче- ской палитры, иногда даже злоупотребляя: излишней «образностью», нагромождением красивых,, но лишних пейзажных деталей. В книге «Лирика» выступил перед нами вполне зрелый, понимающий свою индиви- дуальность и своеобразие, мастер стиха. Здесь Мухачев совершенно четко и сильно определяет существо своей лирики. Чело- век и силе® и радостен, когда og чувству- ет вокруг себя всю красоту земли. Только глянешь ты — И на сердце дрожь... Ах, цветы, цветы, Лепестковый дождь, Лишь прислушайся, Ты познаешь — есть У цветов своя Любовь и песнь. («Любовь»). Вместе с этим утверждением любви к первозданной красоте природы Мухачев продолжает разрабатывать тему о- «второй природе», т. е. покоренной и преображен- ной человеческим трудом. Приведу целиком маленькое, замечатель- ное стихотворение «Облака», раскрываю- щее отношение поэта к природе, окружаю- щей человека: Высокий бом. Иду по краю. В глазах рябит. Скользит нога. Кругом, насупясь, отдыхают Взлохмаченные облака. Я наступаю им на лапы. По желтоватым складкам гор От них идет болотный запах, Как от мелеющих озер. Каким теченьем вас пригнало? Где растеряли пыл грозы? Но облака молчат, по скалам Развесив белые усы. Пускай молчат. Устали. Дремлют. Плывя на север табуном, Они не раз поили землю Косым сверкающим дождем. Здесь Мухачеву удается передать и ве- ликую мощь природы и ново© к ней отно- шение человека, органически слитого с нею, человека — сына природы и ее хозяина. Вспомним все стихи Мухачева об Ойро- тии уходящей, в которых перед нами не раз вставал образ алтайца — «сына при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2