Сибирские огни, 1940, № 4-5
не раз исхоженный красочный и своеобраз- ный Алтай. Определился и главный герой его стихов: человек гор и тайги. И, нако- нец, «Чуйский тракт» показал, что Илья Мухачев — поэт по самой натуре своей, лирик, выражающий свои чувства, пере- живания главным образом через живопись врироды. «Чуйский тракт» появился почти пят- надцать лет назад. За пятнадцать лет и поэт и его поэтическая родина' — Алтай прошли большой и сложный путь папря- жевпой творческой жизни. С каждой новой книгой стихов, а их Мухачев выпустил шесть, поэт подымался со ступени па ступень поэтической куль- туры, творческого роста. Он — поэт, сча- стливо и последовательно, без больших провалов и застоев идущий вперед. Интерес- но проследить его рост, движение основ- ной темы его творчества. 2 Следующая книга Ильи Мухачева — «На горном пути» — вышла в 1933 го- ду. Уже само название показывало, что поэт остается верным однажды избранной теме. У сибирских поэтов старшего поколения «край родной» — Сибирь — всегда была основным фоном их творчества. В стихах Ивана Ерошина, П. Драверта, Никандра Алексеева, М. Скуратова и других мы не раз встретимся с картинами сибирской при- роды, в частности Алтая, с «сибирскими мотивами». Но едва ли не один Илья Мухачев яв- ляется таким ярко выраженным «сибир- ским» и даже — более точно — «алтай- ским» поэтом, для которого «сибирская те- ма» стала органической и главной. Это не раз вызывало критические замечания о тематической ограниченности Мухачева, о блишком «местном» характере его ли- рики. Время показало несправедливость этих упреков. Но об этом ниже. Книга «На горном пути» об'единила етихи Мухачева, написанные в горячие, боевые годы великого перелома. В стихотворении «На горном пути», дав- шем название книге и определяющем ее «аправление, Мухачев, утверждая свою тему — природа и человек, — писал: Раскачивай тело на этой земле, Зарницей пылай за работой, Чтоб грузные будни кочующих лет Звенели весны позолотой... Не в песне полуденным зноем грустить, Над омутом голову свесив. А хвойные глуби на горном пути» Измерив, прощупать и взвесить. Цветные увалы, затишья предел Осветим электрокострами, Чтоб было обидно вечерней звезде За бледность свою перед нами. В стихотворениях «Под ураганом», «Раз- ведчики» и других поэт декларирует, иног- да весьма риторически, активное отноше- ние к природе, призыв к раскрытию ее богатств па службу стране. Поэт уже да- лек от настроений, выраженных в стих. «Камень». Человеку, хозяину-строителю, на Алтае предстоит огромное поле дея- тельности. Поэт стремится свои любимые образы, картины Алтая пронизать настрое- нием боевого наступления, борьбы, которую начала страна в те годы. Мухачев — ли- рик, певец природы, ее первозданной, не тропутой красоты, выступает как поэт- строитель и разведчик. В этих его стихах, ярких, живописных, варьируется одна, уп- рощенно прямая мысль: измерить, прощу- пать и взвесить богатства земли. В них еще бледен лирический образ человека — хозяина и друга природы. Наряду с этими стихами, новыми для Мухачева по мысли и тематике, в книге «На горном пути» немало превосходных стихов о его любимой родине, об Алтае, о людях Алтая, написанных с присущей Му- хачеву красочностью и звучностью. Таковы стихи «Теленгит», «Песня о Кызыле» «Сагамай», «Песня». Вот простой и люби- мый им герой: Ты из рода теленгитов, Кровь стучит в тебе крутая, Ты родился у реки той, Что в долине Онгудая... На рассвете, в синем звоне, Только первый луч польется, Ты летишь по крутосклону На буланом иноходце. ...Ты измерил высь и глуби, Где снега лежат не тая. Не за то ль тебя и любит Теленгитка молодая!.. («Теленгит»), С этим «героем», «простым сердцем», мы еще не раз встретимся в последующих стихах Мухачева и, в частности, в послед- ней и самой крупной его поэме «Мой друг». Точно так же не раз мы встретим- ся в последующих стихах и с другими об- разами ранних его стихотворений. Робкая девушка Кузанчи («У костра») встретится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2