Сибирские огни, 1940, № 4-5
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Ал. Смородин НА ГОРНОМ ПУТИ 1 В 1926 году в Барнауле некий частный издатель выпустил двухтысячным тиражом •тоненькую книжечку стихов начинающего автора. Едва лед издателем руководили коммерческие цели: издание могло лишь с грехом пополам окупить себя. Известно •нам, что автор вместо гонорара получил сто экземпляров своей книги, которые ему самому и надлежало распространить. Издатель, сам литератор, увидел в на- чинающем поэте природный талант и ре- шил представить его читателям, дать ему «путевку» © литературу. Немногим из читателей было известно, что автор «Чуйского тракта» (так назы- валась книга) — рабочий, мездрильщик кожевенного завода, только несколько лет назад овладевший грамотой. Первым литературным учителем начи- нающего поэта, как видно по книжке «Чуйский тракт», был Сергей Есенин. В настроениях начинающего поэта было мно- го от есенинской деревенской грусти, во многих строках «Чуйского тракта» чув- ствовалась прямая зависимость автора от поэтики своего учителя. Наиболее харак- терным щ этом отношении было стихотво- рение «Камень». В нем молодой поэт, пе- рекликаясь с Есениным, противопоставлял город, индустрию девственной природе и :горестно оплакивал кажущуюся гибель пос- ледней. Могучий камень «положат челове- ческие руки лежать на говорливой мо- стовой». Согнется гордость, каменная воля И вылетят холодные глаза, И потому не пот, о, нет! — от боли На берег капает его слеза. Ведь по нему зарыщут авто-звери, По мертвым жилинам пройдет любой, О, камень, камень, как тебе я верю! Близка твоя мне каменная боль. Есенин оплакивал уходящую старую пат- риархальную деревню. Мухачев, быть мо- жет, и ие очень уж искренне, оплакивал разрушение девственной алтайской при- роды, какое якобы несет с собой город. Едва ли это было действительным внутрен- ним убеждением автора «Камня». Скорее это было данью начинающего своему временному «учителю», поэтическим наря- дом не очень еще культурного поэта, не осознавшего своей творческой индивидуаль- ности. Мы упоминали о «Камне» не для того, чтобы снова упрекнуть поэта в грехах ран- ней творческой молодости. В стихотворе- нии «Камень», одном ив лучших по фор- ме в книге, поэт пытался раскрыть тему, которая станет основной для него на всем его творческом пути. Эта тема — природа и человек в ней. Стихотворение «Камень» показывало, что начинающий поэт еще не видел пути раз- решения волнующей его проблемы и уче- нически следовал за модным в то время литературным образцом. Но сквозь несамостоятельные, порой очень неуклюжие своей угловатой под- ражательностью строки в «Чуйском трак- те» пробивался чистый и крепкий голос поэта, настроенного молодо, жизнерадо- стно: В розовой дымке березы, В сладком отливе трава. Братья мои лесовозы, Нам ли теперь горевать? Дальше горбатые клюшки, Упряжь, что тяжко скрипит. Радость глубокою кружкой Станем до солнышка пить! Уж в «Чуйском тракте» определилась поэтическая родина автора: любимый им,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2