Сибирские огни, 1940, № 4-5

Заработок охотника в годы урожая белки бывал значителен, во это не улучшало его материального благосостояния. Далеко от верхнего течения, на Оби около устья Тыма остяка-охотника уверенно ждал жад- ный паук — скупщик. Добыча пе могла миновать его рук — единственный путь с верховья Тыма — сам Тым. Каждую весну тымский охотник снаря- жал свою крытую лодку и со всей семьей в собаками отправлялся вниз по течению. Охотнику были необходимы мука, соль, чай, сахар, порох и дробь, а их он мог по- лучить только на Оби, продав пушнину. В село Усть-Тымском совершалась сделка. Но сколько бы шкурок ни привозил охот- ник, их стоимости недоставало для опла- ты продуктов. По подсчетам купца ее обычно хватало па покрытие старого дол- га, а была еще водка, и охотник не мог расстаться с обским селом, но в силах оторваться от зелья, которое скупщик ус- лужливо подсовывал ему каждый день. Осенью, набрав в долг продуктов и при- пасов, закабалившись на целый год, про- мышленник, наконец, грузил лодку и уп- лывал к своему карамо. Большую часть пу- ти лодку тащили бечевой, припрягая со- бак; па волоках, освободив от груза, пере- таскивали по земле. Обильную жатву собирал шаман в на- чале зимы. Ни один из остяков не риско- вал отправиться в урман, не совершив мо- лебствия. Обычно оно начиналось с вече- ра. В карамо охотника при слабом мерца- нии грошевых свечей вокруг елки, укра- шенной разноцветными лоскутами, шаман, вооружившись бубном, совершал священ- ную пляску. На улице, над костром гото- вился обильный в этот вечер ужип — дичь, рыба. По окончании богослужения все присутствующие мужчины усажива- лись па пол в кружок, женщины приноси- ли ужин, и первый самый жирный кусок хозяйка подавала шаману. Окончив пирше- ство, во главе с шаманом отправлялись на реку. На молодом льду Тыма в безмолвии морозной ночи над прорубью снова звяка- ли побрякушки шамана, глухо звучал его бубен. Эта вторая часть богослужения про- должалась недолго, величественным жестом шаман указывал охотнику на прорубь. В нее высыпались из берестового короба остатки ужина — приношение божеству. Завезенных с осени продуктов нехватало до весны. В конце декабря, вернувшись из первого захода в урман, охотник, измучен- ный тяжелым трудом и ночлегами у кост- ра, снова впрягался в лямку. Нужно было везти пушнину, возобновлять запасы. Их можно было получить не ближе Напаса. И промежуток времени между промыслом четвертого и первого кварталов охотник не отдыхал. Он проводил его, борясь с бура- нами и морозами, преодолевая трудный многодневный путь по рыхлому снегу с тя- жело груженной нартой. Ночевал охотник снова у костра, в том месте, где застала ночь. Когда в юртах кто-нибудь умирал, ко- лоли бревна, тесали доски, сколачивали простой гроб. Клали в него труп и подве- шивали в тайге высоко над землей. Мороз делал мертвеца твердым, как камень, со- хранял до весны. По вскрывшемуся Тыму на лодке везли тело в Напас. Церкви здесь не было, но поп из Тымского весной под- нимался по реке и отпевал таежных мерт- вецов. В соблюдении этого обряда, пожа- луй, и выражалось все православие тым- ских остяков. 8 Добычливость основного и почти един- ственного в Тымском районе вида пушно- го промысла — белкования, ввиду островно- го характера тайги, достигается только ох- ватом огромных площадей. И теперь тым- ские промышленники уходят в тайгу на 2 месяца, но теперь ПОС настроила охот- ничьи избушки, 1 продовольственные базы, теперь охотники пользуются расчищенны- ми нартницами, промышляют только бри- гадами, наконец, теперь каждая бригада снабжена печкой и палаткой. Одну из них, принадлежащую бригаде основателя и бес- сменного председателя артели «Красная Звезда» — рекордиста Василия Степанови- ча Пыршива, я увидел на следующий день. Сведения Нижегородова оказались пра- вильными — бригада старшего Пыршина задержалась на первом стане. Остаток вечера ушел на попытки обес- печиться таежной обувью. Однако, стара- ния моего хозяина, его жены и несколь- ких соседок ни к чему не привели. Чир- ков 2 нужного размера в поселке не наш- 1 Охотничьими избушками пользуются глав- ным образом в IV квартале. В I квартале, когда приходится отстреливать белку в дале- ких и разных из года в год местностях, пользуются палатками. 2 Валенки непригодны для длительной ходьбы на лыжах, т. к. их голенища не об- ладают достаточной гибкостью. Тымские охотники носят чирки — род легких сапог с голенищами из брезента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2