Сибирские огни, 1940, № 3
К ВОПРОСУ ОБ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В СИБИРИ Новосибирское издательство выпустило в свет книгу «Былины и исторические песни из Южной Сибири»Д Значительное место в этой книге занимают былины, записанные С. И. Гуляевым в 60-х годах XIX столетия на Алтае и в Западной Сибири. Большая часть записей Гуляева была уже напечатана, но М. К. Азадовский собрал пуб- ликации этих записей воедино, разыскал еще неопубликованные тексты и присоединил к ним замечания самого собирателя. В соедине- нии с записями Потанина сборник дает до- вольно целостное представление о репертуа- ре былин и исторических песен на Алтае. Как это теперь принято, редактор располо- жил материал по районам и па сказителям, о которых постарался дать как можно более полные сведения, поскольку это было воз- можно на основании имеющегося в его рас- поряжении материала. Во вступительной статье поднимается ин- тересный, в особенности для сибироведа, во- прос о степени мощности эпической традиции (и вообще народно-поэтической) в Сибири и дается краткая характеристика гуляевских записей былин и исторических песен,-причем автор подчеркивает особенную архаичность алтайского репертуара и отмечает образцы, замечательные по своей художественной си- ле, яркости и поэтичности. К таким образцам, по мнению автора, относится былина Леон- тия Тупицына о Василии Казимерском, были- на его о Ставре Годеновиче. Отмечены так- же незначительные местные сибирские осо- бенности в алтайском эпосе (стр. 25—27). Вступительная статья дает лишь общую характеристику эпической традиции, причем, как читатель предупрежден предисловием, в книге нет ни анализа истории сюжетов, ни истории изучения, ни историко-литературного анализа. Все же элементы исследования каждого текста имеются. Как это принято было и в издании «Былин Севера» А. М. Астаховой <М. Л. 1938), М. К. Азадовский в приложе- нии дает краткий справочный материал о каждом номере записи, указывает его осо- бенности по сравнению с другими известны- ми в печати, степень архаичности, определя- ет тип разработки данной темы и т. п. Эти замечания абсолютно необходимы. Без них читатель не мог бы легко ориентироваться в сборнике, понять намеки на исторические факты, ясно представить себе имена истори- 1 Былины и исторические песни из Южной Сибири. Записи С. И. Гуляева. Редакция, вступительная статья и комментарии М. К. Азадовского. Новосибирск. Новосибирское * Областное Издательство. 1939, 191 + 4 не- нум. ст., ц. 6 р. 45 коп. Книга содержит предисловие редактора, статью проф. М. К. Азадовского «Русская былевая традиция в Сибири и на Алтае», тексты былин, записанных С. И. Гуляевым, приложения: I. Былины, записанные Г. Н. Потаниным в Бухтарме, II. Варианты, приме- чания, словарь местных слов, встречаемых в тексте, и указатель собственных имен. ческих деятелей, а иногда не мог бы уловить содержание данной песни, если запись ее не- полна или испорчена. Вместе с тем комментарии дают возмож- ность понять, в чем заключается особенность алтайской эпической традиции. В этом отношении мы считаем анализируе- мое издание образцовым и можем ставить его в пример другим областным отделениям ОГИЗ'а, иногда выпускающим книги без не- обходимых комментариев или же с такими, которые не дают читателю возможности разо- браться в публикуемых текстах. Ценность издания повышается еще и тем, что в статье и примечаниях редактора под- нимаются некоторые, интересные для истори- * ка, для фольклориста, для краеведа и люби- теля научные вопросы. Книга дает аргумен- тацию, пробуждающую читательскую мысль, вызывающую дискуссию и новые поиски по путям, указанным самим редактором. Насколько сильна эпическая и вообще на- родно-поэтическая традиция в Сибири? — Вот один из центральных вопросов, обсуж- даемых во вступительной статье. М. К. Аза- довский дал прекрасно подобранный материал для разрешения этой спорной проблемы. Он отвергает предвзятые мнения многих собира- телей старого времени, говоривших о пол- ном отсутствии у сибиряка поэтического да- рования, о забвении старинной песни и ста- рого предания. В противовес этим взглядам статья выдвигает слабо звучавший в XIX ве- ке голос Гуляева, свидетельствовавшего об об- ратном. Наблюдения фольклористов и этно- графов, имевшие место с начала XX столе- тия, опровергают старые взгляды, раскрыв, например, изумительную картину сказочного богатства в Сибири. Старые взгляды неосно- вательны и в отношении песенно-эпической традиции. Подобрав фактические данные о записях былин и исторических песен, М. К. Азадовский приходит к выводу, что еще в середине XIX ст. эпическая традиция в Си- бири, особенно в ее западной части, была весьма значительна» (стр. 23). Полагаем, что аргументацию можно было бы несколько расширить, указав на недавно опубликованную запись полубылины «Сказки про могущественного богатыря Илью Муром- ца» П. Е. Кибирева,- который запомнил бы- лину «из книжки» и сказывал ее, нарушая традиционные черты былинного стиха и ис- полнения. Эта запись опубликована в сборнике «Фольклор Восточной Сибири»,! еще, видимо,, не вышедшем из печати к моменту работы М. К- Азадовского над изданием. Здесь же имеются и исторические песгш. Почему-то оказался неиспользованным, ко- нечно, прекрасно известный М. К. Азадов- скому материал с к а з о к и п р е д а н и й о богатырях. Абзац в несколько строк мог бы послужить одним из аргументов' для иллю- страции основной мысли автора 1 Фольклор Восточной Сибири. Сборник. Составил Александр Гуревич. Ирк. 1938, стр. 130—144, 175—176.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2