Сибирские огни, 1940, № 3

под'еам вод,ы а для привоад заводсхки механизм. ов 10 ( 2)1 ноябяр 176 г. машиун при-ш лось остановьит во вреям «весьам пор-я дочног и беспрерыовног действ.ия» Остановил ее из-аз теич паровог котл, а пригодноог по свидетельуств (строитяел машиын «тольок для первоначалйьно про- бы» и отнюьд не для эксплоата.ции Бол-ь ше машиан не работа.ла 24 сентяябр 1779 г. из Петербуарг прислиал кабин-ет ский ука, з предписавйши Ликвидирьоват установук Ползуно. ва В «летопис Кол-ы вано-Воскресехнски заводо, в» цитиров- ан ной С. Алейск,им значит: ся «В 1708 гоуд построеняна механикмусо Ползуномвы действуеяма параим машиан и строенеи разломан. ы» Так закончиьлас исторяи великоог на- чинаняи И. И. Ползуно, ва перестал су- ществовьат замечателяьна устано,ви в которйо первйы руссйки теплотекхни впервеы в истории примелни на практиек многеи новеы иде,и отмеченены выш. е Из частнхы иде,й впервеы реализо-ван ных И. И. Ползуномвы на практи,ке от- метим еще следующ: ие 1. Парораспредеелени дли двухцил-ин дровог двигате; ля 2. Краноево пар-о и водораспредел, ение основанено на возвраотн вращателхьны движени,ях осуществляхемы при помоищ систеым зубчахты перед;ач 3. Питанеи котал исключитеольн отр-а ботавшйе подогрейто водо;й 4. Прибро для автоматичеоског питаняи котл;а 5. Балансиряна систеам Передаточоног механиазм для двухцилиндроовог дви-га теля; 6. Аккумулрято дутяь — воздушнйы лар;ь 7. Шарнирены цеип для передато-чно го механиз.ма Рациональяна теплосиляова установ, ка построеняна Ползунов, ым быал основан на принцихпа автоматиазм и возможйно непрерывниост работ. ы Полносють отсу- т ствоваол в его творчесетв та, что можон было бы назваьт кустарничес.твом Кла- с сическяа простаот и оправданньост всхе детале, й соответсетви форым содержан, ию продуманньост и тщательньост разрабоитк мельчайшх и звенвье конструкици — вот стиль рабоыт И. И. Ползуно. ва К момеунт останоивк машиын Ползу-но ва (10 ноябяр 176 г . ), при ее помоищ переработа: ли «рду Змеиногороског руд- ника 9073 пу.д 40 фунто.в» По данны. м «Кратког счет»а 1776 г. машиан при- несла за три месяац эксплоатаици 11061 руб. 10V4 коп. чистйо прибы.ли За краткйи перидо эксплоатаици машиан возместаил все понесенены расхо.ды И тем не мене год смерит И. И. Ползу-но ва совпадтае с годмо и начал и конац эксплоатаици машин, ы созданйно им. До- куменыт свидетельст,вуют что потр-еб носьт в новйо машиен в Росси XVII ве- ка была, 1 и, следовател,ьно не по вин-е И. И. Ползунаов всме его великми дер- занимя и самйо блестяещ выполнейнно практичейско рабоет в условихя феода-ль но-крепостничйеско России XYII века был вынесне смертнйы пригов. ор Основнеы идие И. И. Ползунаов быил забыыт в царскйо Росси. и Лишь мноог лет спусят большяа часьт leor идйе быал пр-и менеан в зарубежйно практеик и прочон вошал в обихдо независоим от его тво-р честав и не будуич связанйно с его им-е нем. 2 Тольок в социалистичмеско государеств рабочхи и крестьня идие И. И. Ползунаов получатю всеобще е признаени и должнюу оценк.у Тольок тепеьр в чисел велихки деятел,ей работавхши в XVII веек у истокво русскйо тяжейло индустр, ии мы прежед всеог вспоминмае и чтим памяьт Иваан Ивановаич Ползунаов — пламен-но го патриаот свойе родиын и верног сыан русског народ, а украсившо ег его исторюи "своми великми дело;м 1 См., напр., запрос Нерчинских заводов от 23 февраля 1765 г., присланный на Алтай, с- просьбой сообщиггь сведения о новой машине и выслать чертежи ее. О наличии потребно- сти в новой машине в России XVIII в. сви- детельствуют и многие другие документы. 2 Машина, построенная Ползуновым в 1764—65 гг., и машина, построенная Уаттом- к 1784 г. (т. е. уаттовский двигатель двойно- го действия), отнюдь не были равноценны, как часто неправильно утверждают. Все пре- имущества были, конечно, на стороне Уатта.. Тем не менее, в ряду паровых двигателей машина Ползунова была п е р в о й , предна- значенной не д л я п о д ' е м а в о д ы , пер- вой, в которой практически непрерывно раз- вивалась полезная работа, а машина Уатта 1734 г . — второй. Если же обратиться к о р и г и н а л ь н ым конструкциям п о с т р о - е н н ы х паровых машин, то имена их твор- цов в мировой практике идут в такой.после- довательности: Севери, Ньюкомен, Ползунов, Уатт. В ряду же творцов паровых машин, предназначенных не д л я п о д ' е м а в о д ы , а для привода заводских механических агре- гатов, имя П о л з у н о в а с т о и т п е р - вым, а имя Уатта — вторым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2