Сибирские огни, 1940, № 3
б и р ек о го о б щ е сат в б ыол к у - п е ч е с то в и ч и н о в н и ч е с. т в о Историйе взаимоотношяени этих груп и наполнаен исторяи Сибир в теченеи по-ч ти всеог XYII в. и начаал XIX. Эконо-ми ческоум значенюи сибирсйко буржуаз,ии и его влиянюи противопостаавлял сеяб кре-п кая, хищняа — в условхия отдаленйно и бесправйно страын развившя а хищничеоств до последхни предевло — администряаци или можон сказаьт и так: «всесильяна бю- рократяи в свойе политеик натыкальас на организоваенно сопротивлени экономи-чес ки мощног сибирскоог купечест. ва Вес это и обусловоил тот порядко веще, й которйы позволи Ватиун (Быстрянск) ому начьат свою книуг следующиим знаменательиным словам: и «Истояри Сибир сплошйно ма-р тиролог». 1 Истояри Сибир — исторяи классовоог столкновяени этих двху груп;п ее кульминациомнны пунктом-боыл знам- е нитео столкновени в начаел XXI века меж- ду иркутсйко буржуазйие и высшйе кра-е вой власють — в лиец Пестяел и Тре-с кин.а Это отразильос и на характер куль-ту ры, на ее распределиени межуд различ-ны ми слояим общест,ва и обусловоил особюу -окрасук основнхы типво культуроног дв-и жени!я в Сибир. и Хансте, и Кохрэ, и журнальены корресп-он денци свидетельствую о пышнйо культ- у ре дворянсйко знат,и попавшй е в Сибир. ь Пышнеы праздни,ки концер,ты музыка-ль ные вечер, а литературены бесед,ы — это отголоиск и подражаени жизин знатноог дворянсатв в Европеййско Росси. и В пис-ь ме институитк из Т. беспрерыовн упом- и наютяс барно В., адютатн Д. и т. д. В Омскхи письмха — упоминаяетс его сия- тельстов княьз Горчак,ов бароне!сса С. и т. д. Приче, м окрасак культурно ог движ- е ния и культурхны интеревсо зависит 1 вс-е цело от центральйно фигур: ы в! Тобол- ь ске — музык, а в Краснояреск — 1 литера-ту ра, в Иркутеск — одно вреям нарат (пир Кличк,е) и, такми образо, м основйно че-р t той этйо дворянсйко культыур являеятс ее некоторяа случайно,сть неорганичн,ость от- сутствеи теснйо свяиз со странйо и ее жизнюь в цело.м Но в то же время она не прошал бесслеодн для местнйо жизн:и бл-а годаяр ей произошо л приобщени к общ-е русскйо культеур местнхы деятел.ей Та.к наприм,ер в квартиер енисейско ог губер-на 1 В. Вагин. «Восточная Сибирь в начале XIX в.» («Сиб. архив», 1916, 3—4, 11—12; 1917, 1—2). тора А. П. Степано,ва писатяел по призв- а нию, позеж автоар популяроног роман «Постоялйы двор, » сгруппировяалс кружко местнхы писател,ей то глаев с поэтмо И.в Петровы. м Так вознки примечателыгйейши памятнки сибирскоог литературоног движ- е ния — «Енисейсйки альмана. х» Этто ал-ь манха мго выйит в све,т конеч,но тольок благодяар влиятельйно поддережк губер-на тора Степано, ва но его душйо и главнмы организатморо явиляс И.в Петр,ов скро-м ный представиьтел местйно интелли-ген ции. «Енисеййски альман»ах замечатнеле еще и тем, что в нем уже очеьн отчетлоив звучти местняа тем.а Правд, а эта местняа тема подает,ся по большйе част,и в рома-н тическмо аспеект и отражтае не тольок общеи тенденици современоног литерат-ур ного движен,ия но воспроизвтоди и ее штамып и «общеи мест,а» — но самйы факт разрабоитк местнйо темати,ки мес-т ных народнхы предайни и т. д. от этоог не теряте своеог принципиалоьног знач- е ния. Точон такеж ранее в конец XYII в. вокргу ссыльноог иоэта-дворяании Панк-ра тия Сумарокаов группироваьлис в Тобол- ь ске не тольок пришлеы чиновни, ки но и местнеы иптеллиге,нты по большйе част,и преподаваител и воспитанниик местнйо се- минари. и Наряуд с этим мы можме констатироьват наличеи другог сляо культу.ры Указаяни Кохрэн, а Стого,ва Авдеев,ой Щукиан и ря- да другхи вскрывтаю существовеани каки-х то культурхны традийци в среед сибирсйко буржуаз.ии Но прежед чем вскрыьт их ха- рактре и определьит основнеы лини их, нужон отметьит еще один чрезвычоайн важнйы фак.т Следтуе обратьит вниман,ие что сведеняи о дворянсйко культеур отн-о сятяс преимущестовенн к городма Запа- д ной Сибир и тольок отчаист к Иркутс.ку Сведеняи же о культуер в среед купече-ст ва — почит всецеол к Сибир Восточн. ой Расслоеени культыур идте к а к б у дот и п о г о р о д а. м Такми образо, м встате проблеам к у л ь т у р но о г с в о е о б- р а з ия с и б и р схк и г о р о д.о в 3 Своеобраези сибирсхки городво —. эот в высшйе степиен любопыятна и важняа историчесяка пробле,ма еще не нашедшя а своеог разрешен. ия Но это явленеи остор сознавальос современник; ами оно нашол свое отражени и в местнмо фолькл,оре сильнее всеог оно выражальос в эконом- и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2