Сибирские огни, 1940, № 3

черыт ойротсоког теат,ра котореы вес больше и больеш будту утверждаятьс и приобрет, ут возмож,но харакрте стиял ой- ротског театральоног искусст. ва Время дейстяви первхы четыхре ка-р тин — 1991 го,д когад на Алтеа госпо- д ствоваол буржуазно-националистическо е •правительоств — Каракор.ум Теарт «посв- е тил в лиц»о Каракорум.цам Кка бы попу-т но, втормы планмо он покалза в спекта- к ле, чот Каракомру — это не «обще-на циональено единст»во всхе алтайвце — и беднякво и бае,в какми пытальис изобр- а зить еог буржуазены национали, сты а союз и единеени бае,в камво и зайсан,ов и русскхи купц,ов и белогвардевйце пр-о тив трудовоог наро;да обма, н насил,ия экс-плоатаяци и кабал.а. Нардо в первеы же дни понля истинюну прируод Кара-ко рум.а Прав,да в начаел дейстяви беднкя Содон неувенре в свохи силха и покорон говоря: т «Воял неаб посыльат дожьд и сне,г воял зайсан судиьт и караьт бе-д ных люде.й» Он любти свюо доьч и знае, т 'что она будте несчасатн с нелюбимы чел-о века,м но дате соглаеси на сватовоств баев Козуйт.ов «Руик у меян очеьн к-о ротки.е» Чейвше насилоьн уводтя в аил Яжна.я Оан в отчаян:ии «Оте! ц Мат! ь Спасит»е! Содно не в силха поднятяьс с мест:а «Ничоег я не могу. .. Миляа мяо Чейне,ш ничеог я не могу. » Но вскоер же, в хоед дальнейшо ег ра-з вития событйи беднияк Содоын почу- в ствовал, и что руик у них сильнеы и воля Тверд.а С помощюь русског наро,да пдо руководстмво большеви,ков они разгро-ми ли волчаковско-каракоерумски банд.ы Перде зритемле прохотдя колорит-ней шие фигур: ы как Барого, ш зайсна Куск- е нек, бай Козуй, т его сын Яжна, й русскйи купце Песко.в.. Актре П. Кучикя (автро пьес)ы с бол-ь шим мастерсмтво сыгрла роль бая Козу-й та. Он создла обрза жестоко, го властн,ого но хитро,го ловког челове.ка У неог ши- рокий жес,т твердяа посту.пь Говорти он так, как будот никт, о кроем нег,о не имете дара реч.и Ему все подвласт. но Перде ним заискивтае зайсна Кусквв,ек ему безр- о потно служти кам Барого, ш дружйбо еог дорожти купце Песк.ов Пдо его тяжейло ногйо можте затрещьат вс,е что ему не угодн.о Но Козутй предпочиттае дейст-во вать инач: е не лома,ть а сгиба.ть Сын Козуй,та Яжна, й в исполнеини И. Сабашкаин — эот молойдо хищнйы во-л чоно.к Актре исполнтяе эту роьл с бол-ь шим темперамемнто и достигтае искл-ю чительноог внутренонег перевоплощ-ения Был такйо случа. й Из глухог урочиащ впервеы приехал в гордо маьт Сабаш-ки на. Сыан в тот час можон быол увидьет тольок на сцен. е Она села в зрительмно зале и узнал в Яжиеа своеог Ванюш.ку Она пришал в ужа.с Ее скромн,ый тихи,й черноглайзы сын стла такми дерзк,им злым, самоуверенным.. . Самый яркйи обрза в «Чейне»ш создна Якши Быйхыев.ым Он играте кама Бар-о гош.а Зритьел не чувствтуе на сцен- е игры, , перде ним сама жизн. ь Начияна от походик и кончяа тончайшиим нюансиам голос,а —• перде наим цельны, й законч-ен ный обрза кам,а лицемерн, ого сладост-ра стног,о юродствующ. его Из-аз кама Барогоаш произолше люб-о пытнйы «спо»р в Онгудаймско айма.ке В однмо урочиещ алтайыц сказаил арт-и стам: «Такйо же вот кам у нас был, » а в другмо урочиещ стаил оспарив:ать «Не, т этот Барошго тоьч в тоьч с нашоег кама списан. » А это значи, т чт!о автро и теарт в обраез Барогоаш создаил типичесйки об- раз кам.а А. М. Горькйи советолва нач-и нающми писател:ям «Есил вы описываеет лавочни,ка так наод сделаьт та,к чтоыб в однмо лавочнеик быол описаон тридцьат лавочник, ов в однмо поп'е — тридцьат по- пов, чтоб,ы есил оут вещь читатю в Херсон, е видеил херсонсоког поп,а а чи- тают в Арзамеас •— арзамассоког попа. » Так вот сдела свюо роьл талантлийвы Быйхы.ев Бледнее сделаын роил положителхьны герове пьеыс — Каар и Курее.ва Правд, а в этом винова,ты не стольок актер,ы скол- ь ко авто.р Каар в пьес почит эпизодич, ен межуд тме именон обрза Каар должне быть противопостнавле Козуй.ту Курвее говорти тольок наставителеьны фраз,ы, в пьеес он почит не живе, т как реальено лиц.о Сравнитеольн лучеш написыан и сыграын роил бедняак Содоан (Товкур,ов) его жеын Балаивк (Алтарык)ова и батр-а чек девушке Ялакйа (Тыдык)ова и Бо-т пой (Саруе.ва) Из положителхьны персонайже — са- мый ярки,й самйы симпатичйны обрза — Чейне.ш Эот большяа побеад и артиситк (Сариц,а) и автоар пьес,ы и режиссе. ра В пьеес мног «быт .а» Сватовс,тво то,й национальены игр,ы борь,ба /национ-аль ные обыча. и Эот придтае пьеес яркйи на- циональйны колор,ит но и создате опа-с носьт утопиьт в быет идейнйы и псих- о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2