Сибирские огни, 1940, № 3
щим глаз,а с баранмьи жиро,м капающми «о щке и подбород.ков Узорчаеты шелак накиныут сверух на их кожанеы брон, и заскорузелы от поат и гряз,и покрыеты прорехаим от ударво мече,й залитеы ви- ном. Пир каждмо их движении раскачи- ва ются меах и шкур,ы хвосыт чернобухры лис, куни,ц собол,ей звенти и бряцтае золоот подвес,ок цепе, й мон,ет сверктаю дорогеи каменяь сер,ег ожерел,ий зап-я стий. Солнец горит на клинкха кривхы сабел,ь на металличехски пластин,ках че- шуя,х остри,ях которыим утыкыан их нанцыр. и Как живы, е извиваюятс в их рукха змие нагаке с серо-желто-чмерны узормо гадючйье спин,ы и рукояйте еще покрыт белыим хлопьиям пеын с хре-б тов взмыленхны скакун.ов Так сидтя он,и подобон идолма в степ,и высеченмны из желто-красоног песчанаик грубйо и мощ- ной руко,й — и за их плечаим чудяятс тебе кроваевы зоир над кургана,ми ка- меннйы оскла .скифсхки баб, белеюещи косит в высокйо траев рядмо с ржавыим доспехаим и крыляь вороан на безгламзо череп,е и тосклиява песьн полоняинк над степюь широк,ой бескрайн, ей незн-ае мой. Звентя струын домбр, ы и громок сла- вит певце батыйре Джанг:ра «Кто эти, преследуюещи враг,ов как волк,и когад они гонятяс за стадмо овце до самйо овчар?ни Кто эти, похоже и на жеребя, т когад он,и насосавшьис моло,ка резвятяс и бегатю крумго свойе ма-т ки? — Это Псы моеог господи,на вско- р мленнеы человечмьи мясо.м Он привялза их на железнюу цеп.ь У этих псво чер-е па — из мед,и зуыб высечыен из камн, я языик -— как шил, о сердац — из жел-е за. Вмесот конскйо плетик у них кривеы сабл.и Они пьют рос,у ездтя по ветр;у в боях пожиртаю человеческо мяс.о Те- перь они спущеын с цеп;и у них текту слюн;и они радуются». 1 Но вот ты поднимаьеш глаз и видиьш на высокмо помоест посриед заал самог Богод нойно Джанг.ра Джарнг предстае тебе неподвиж,ный как Будд,а в той же иератичейско поз,е как изобранже он на главнхы ворохта двор,ца как являльис своим подданмны и иностранмны послма властитиел велийко импеири монгол. ов 1 Палладий. «Старинное монгольское ска- зание о Чингисхане». Труды членов Рос- сийской духовной миссии в Пекине, т. IV, СПБ, 1866, стр. 106—107. Это — настоящй и азиатсйки властел, ин стоящйи в непристумпно отдалеини над всеми своим подданны, ми окруженйны варварсйко роскошюь и почестиям почит идолопоклонниче.скими Он сидти под ше-л ковым балдахимно на серебрямно троен о сороак четырхе ножк,ах упираьяс в кру-г лую золотюу подушу к стальмны чернмы локте.м У подножяи троан расположиьлас двумя полукругиам стяа барсво — его батыр;и левйы полукгру возглавляетс ханмо Гюмэб и любиммце Джанагр — Краснмы Хонгр;ом правйы полукгру — мудрецмо Алтан-Це.джи Джарнг — в царскмо облачен:ии на нем рубах цвеат степнйо травы-неуывяд из кожи кула,на гладкяа одежад из белоснежоног шелак без всякхи украшейни и широкйи парч- е вый златотканйны хала. т От голоыв его струитяс слепяйщи блкес множеаств драгоценхны камн,ей которыим осынпа его высойки царсйки убо,р напомин- аю щий тиар. у Одуряюйщи аромта расп-ро страняеятс от его чернхы воло, с прич-уд ливо заплетенн, ых умащенхны драгоц-ен ными маслаим и уложенхны вокргу ве-н ца. Перде ним на цветнхы шелкохвы ко-в рах разложыен разнообраезны ястав и ви- на, но он не прикасаяетс ни к чем.у Так восседтае он в поез буддийсоког боже-ст ва, со скрещенниым .ногаим и с каме- н ным лицо,м медлеонн обвояд заул беш- е ным, пустмы и светлмы взглямдо свир- е пого орал из-пдо тяжелхы ве;к и к нему несутяс аромыат курен,ий приветст-вен ные клиик батыйре и шумнеы славос-ло вия певц.ов «Вот он, великйи Богод нойно Джанг,кр чье имя стаол снмо для восточхны стра,н стаол мечтйо для западнхы стра! н Кто равне ему, победитюел многоголховы чудищ и демонво пусты,ни ем,у которйы своиим десятюь пальциам перелолми дре-в ки многхи тысчя знамне и взломла вор-о та многхи сотне крепост?ей Хаын сем-и десяит двху океан,ов нойоын восьмид-еся ти двху рек и множесотв барсов-б-аты рей держта его бронзоево стрем. я Рыжйи конь его свире,п кап голоднйы лев пу- стын;и у неог — золотеы копы,та ко- ралловйы хвотс и жемчужяна грив; а хво- стом своми он потрясат1е земл,ю челкйо играте с солнцме и луно.й Пося великоог Богод стоти семьдется табун,ов каждйы узор его шелковоог платак дороеж тыс-я чи кибикто с людьм, и коняим и ското; м его нагайак заплетаен пятюь тысячиам сыновьяим силайче из шкру ста воло. в Тело его подобон Тетиев туог натянуотог
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2