Сибирские огни, 1940, № 3
ник монгольсоког народноог эноао — «Со-к ровеннео сказани, е» эта поэма о наше-ст вии монговло на земил Ази,и эта своео-б разняа общемонголяьска Илиа.да Исторяи переплетаяетс здеьс с поэзи,ей легенд-ар ная биограяфи Великоог Хаан — с рас- сказаим летописвце о его поход,ах ска- зочняа геограяфи завоеванхны земеьл — с рыцарскиим песняим о батыр;ях и зве- но за звенмо куетяс цеьп предайни о до- ме Чингисхаан и чипгисхани. дах С тех пор легендарйны обрза Чинг-ис хана безразделоьн царти в воображеини и памяит наро,да творац эпос. а Наступтаю «смутнеы време»на для этоог наро,да времеан падеяни мировоог господаств монгол,ов распад импер,ии упадак доам чингисхан.ова Пастбиащ и ниыв опустош- а ются кровавиым война:ми длиятс жест- о кая борь,ба возобновившя аяс посел пад-е ' ния Юаньсйко династ,ии основанйно Ху- билае,м и изгнаняи монговло из Кита; я свирепствтую монтоло-ойраетски войын минског перио;да и междоусоебны рас- при монгольхски феодал, ов крупнхы и мелкхи хищник, ов разрывтаю иа часит стран.у Пустетю город, а заброшыен рын- ки, так недавон слывше и мировы,ми вет- ры засыптаю пескиам некоагд велиеки караванены пут.и Тогад монгыол вноьв устремляюя тс массаим в стеип и кочевь, я и из-пдо обветшавхши лохмотвье культыур появляеятс первобытйны язычесйки облки кочевни,ка сыан пусты.ни Но в сердец народмно не угасате па- мять о былмо и на протяжеини векво об- раз Чингисхаан становиятс для монго-ль ских плем,ен рассеянхны по всему лиуц азиатсйко земл, и гениме монгольсоког на- род,а живмы воплощемние всйе слаыв историчесоког прошлоог и заломго гряд- у щей мощи и велич.ия Летопиысц вплеттаю в свео повест-во вание обрыивк героичехски помэ и ле- генд об основатеел велийко монгольйско импери. и Сагна Сэцэ,н чингисха,нид правкну по- томак Чингисхаан в девятнадцмато пок-о лени,и во времаен междоусохбны вонй выступтае с проповеюдь об'единеяни фео- далво вокргу хан,а и приводти в качесетв историчесоког примаер два преданяи о Чингисхеан и его приближенхны — Бу- гурчи и Аргансу Хорч. и Идейе феода-ль ной верноист сеньуер проникныут отры- в ки рыцарсйко эпопие о Чингисхеан и его шесит батыр,ях на охоет своиим телаим отстаиваюхщи господаин протви вра;га эта поэам вкраплаен в тектс приложяени к бейпинскуом изданюи - древнйе летопис «Алтна Тобч»и в «гдо синйе обезьян.ы». В другмо приложеини к той же летопи,си в «гдо огненйно свинь,и» под названмие «Исторяи Убаиш хунтайдяжи и его войан с ойратам, и» в фантастичхески обрахза описывае,тся как во вреям однйо из мон- голо-ойратхски вонй генйи — хранитьел ойрато, в принвя вид чудесноог семил-ет него мальчи,ка нансе поражеени монго-ль скому войск; у и летопицсе обращаяетс скорбнйо мыслюь свойе к чингисхавмовы времена, м как к вершиен истории мон- гольског наро.да Народнеы певыц и сказитиел вклад- ы вают в усат Чингисхаан и его сподви-ж никво мудроьст парод, а выстрадаюнну ве- ками кровавхы вонй и угнетен,ия — му-д росьт национальоног единен. ия Ученеы переписчик и книжни,ки сплеята цикыл сказанйи о Чингисх,ане подхватытваю эту мудроьст и запечатлетваю ее в изре-че ниях и притч.ах В «Повеист о мудрхы беседха маль-чи ка-сирыот с десяють орликиам Чингаис богд»о герйо за чашйе черног виан пр-о славлятю подвиг своеог властит,еля и его устремлеяни объединьит всхе мон-го лов и сделаьт их великми народ.ом «По- весьт о двху скакухна Чингис, а» — это чрезвычаойн своеобраезно по форем соч-е тание притч, и животно ог эпоас и пол-и тическйо сатир, ы — звучти ядовимты об- личениме отколовшяимс феодамла и при- зывате к единеюни и верноист своеум господиун и свойе отчиз.не Након, ец «Поученеи Чингисахан его младшми братьмя и сыновь»ям — в ответха прибл- и женнхы и соратнивко хаан на вопрсо о том, что являеятс в жизин человаек вы-с шим наслажден,ием дате своеобразйны ка- техизси социальйно филосоифи и кодеск со- циальнйо морали. 1 Так, на заер монгольсоког героиче-ско го эпос,а быал отлиат та чеканн,ая незы- б лемяа форм, а куад хлынлу накаленйны до бела огненнйы сплва эпическоог твор-че ства народн.ого Обрза Чингисхаан слиляс впоследстиви с Тимумро и об этхи двху основатехля великхи монгольхски имп- е рий складываьлис предаяни и песин по- всюуд у кострво кочев:ий и в степхя Среднйе Ази,и и на плоскогорхия Тибе,та 1 Н. Н. Поппе. Халха — монгольский ге- роический эпос. Труды Института Востоко- ведения, XXVI, изд. Академии Наук СССР, М,—Л., 1937, стр. 5—22.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2