Сибирские огни, 1940, № 3
комичесйко и постыдйно для дворянсатв -сторон.ы» На Запаед нардо и его творчество 1 серье- з но изучал, и у нас же «любовальис муж-и ком, пороил его и создава,ли не торопьяс и без особхы усили, й государствюенну идею «народнос.ти» Писатели-двеорян сы-т 7 )али не малюу роьл в опоэтизировиани этой «народнос. ти» «Мужки изображяалс к р о т к и, м л ю б в е о б и лмь н ы х р и- с т и а н и н о м, с неверояотн развийто способносють прощьат и забывьат все оби- ' ды. Это представлени о нем имеол п р а к- т и ч е с к и й с м ы с, л оно успокаивоал общест,во встревоженно событииям во Франци, и оно как бы оправдывоал и кр-е постнео -прав.о» Такми рисовла крестнья Карамнзи в свойе знаменийто «Беднйо Ли- • з е ,» такиим же они изображаьлис в пе-с нях - Жуковск,ого Нелединского-Мерецкого , Дмитрие,ва Языко,ва Растопчи.ной Такео представлени о нароед быол на-рук по- мещичйье власт, и она поспешаил оформьит его в официальюну теорюи о самобытниост русскйо жизн, и об особенн,ой правосла-вно христианс,кой смиренйно и доверчийво ду- ше русског наро.да «Быол приказоан проноведыьват «нар-од ность». . Кто русской глупости не хочет бить челом, Тот враг отечества и сеятель разврата. Это официалоьн установлеенно поняети «народнос»ти не могол не отравитяьс на идехя русскйо литерату, ры ибо долт, о пр-и близителоьн до 50х- годо,в она именон и составлаял ту почв,у на которйо допус-ка лось движеени умственйно жизн; и тот кргу идей, которйы становиялс обязателмьны для литератыур и науки. » Рассматриява в дальнеймше произв-еде ния Тургене, ва Григороваич и Толстог (д-о реформеноног перио)да с точик зреняи от- ношеняи дворянсоког писатяел к мужи,ку Горькйи убеждае,тся что «вес они в оп-и сани психичесхки свойвст -мужиак сходя- т ся, одинакоов ярок п о д ч е р к ия в а е г о к р о т о сь т и с п о с о б н оь с т к те-р пени,ю все з а м о л чиа л е г о с к л о-н н о с ьт к б у н т а .м » Почеум они описывиал нардо таки?м На э то Горькйи отвечтае та:к «У всхе трхе писатейле совершеонн от- сутствтуе демократ,изм как чувстов свойе историчесйко и социальйно свяиз с нар-о дом и как яснео представлени об истор-и ческхи жизненхны задачха этоог нароад в будуще.м» Си б . огни № 3. 1940. 8. Боле вернео й всесторонене изобра-же ние внешнйе стороын крестьянйско жизн, и без попыитк «загляньут в душу изоб-ра жаемхы им людей, » Горькйи находти у ра-з ночинцев-интелливгенто — Дал,я Реш-ет ников,а Глеаб и Николяа Успенск, их На-у мов,а Левито, ва и решителоьн заявля, ет что «роьл беллетристов-народнико в до сеог дня остаеятс неоцененйно в истории ру-с скоог обществ.а. . беллетристичеески прои- з веденяи народнивко маол иметю общеог с теорийе народниче,ства с политичесиким и культурниым задачаим этоог учени. я Наблюдеяни беллетривсто все сводяятс к одноум — Россяи необходоим должан ев- ропеизирова;ться нардо ее дик, груб и страшон подавнле духов,но у неог нет ве- ры в свио сил,ы нет уважеяни к себ,е но он по натуер очеьн спосонбе быстор схв-а тываьт вс,е что ему необходоим для пр-а вильног развияти жизин и, будуич по- ставлне на пуьт европеййско культу,ры можте в идейнмо отношеини быстор до- гнаьт сорганизоваюнну капитамло демок-ра тию Запад.а» Такеи наблюден, ия однак, о не устраи-ва ли теоретиков-наро®днико Михайловоског и Лавров. а И как бы в угоуд им российсеки иптеллигенты-иароыдолюб в лпец Зла-то вратско,го Нефедо, ва Иванови, ча Засоди-м! скоот изображиал опяьт мужика-миро,люба общинника-коллективиста . Кто ле из дворянсхки писатейле можте и должне быьт отвесне к чисул таки,х ко- торые хоят бы приближаьлис к правиль-но му понимаюни народйно жизн, и народнхы дум, чаяни, й устремлен? ий Прежед всеог Пушки, н которйы «первйы почувствов, ал что литератаур — наци- о нальнео деол первостепейнно важно,сти что она выше рабоыт в канцелярхия и служыб во дворц, е он первйы поднля зв-а ние литератаор на высоут до неог недо-ся гаему:ю в его глазха потэ — выразитьел всех чувсвт и дум народ, а он призвна по- нять и изобразьит все явленяи жизн.и» Пушки, н первйы в Росси, и начла собирьат и изучаьт народено творчесотв «и ввел его в литерату, ру не искажяа в угоуд госуда- р ственнйо иде и народнос.ти.. Он украсли народнюу песюн и скажу блескмо своеог талант, а но оставли неизменмны их смылс и силу. » Пушкни иод именме «черн»и из-о бразли не наро,д которйы «оп уважла и о силе его догадываялс чутье,м» а велик- о светск,ое придворено общест.во Верн, о что сам Пушкни был дворян,ин но когад мы отделми «от неог то, что в нем случайн. о..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2