Сибирские огни, 1940, № 3

имеал перде собйо достаточоног для обо-б щеняи и воспроизведяени в образха кол-и честав повйо психолог, ии ибо она не усп-е ла отложитяьс в устойчиевы форм;ы 3-е, посколуьк литератаур быал в рукха побежденоног дворянс,тва иисатели-д-воря не должын быил в тот мометн напомньит самим себе и новоум класус о свохи пол-и тическхи и культурхны заслухга в прош- лом.» В соответстиви с этим появиялс интерс е к народнмы сказка, м легенд,ам предани,ям начальос собираени и изученеи их. Это с однйо сторон. ы А с другйо — возниокл «литературено направле,ние названено ро- мантическ.им Направлени это характе-ри зуетяс резкми недовольсмтво действит-ель ность;ю явон предпочията ей фантастуик и мечтательн,ость оно пытаеятс вознеист личноьст выше обществ. а» Возникеше на почев отрыав личноист от общест,ва — это направлени в литератеур ности ха- рактре индивидуалистич, еский реакци- он ный. Горькйи противопостатвляе ему др-у гой романтмиз — революцион.ный «Условиямс назывьат этто вид романт-из ма — р о м а н т и змм о и н д и в и -д у а л и с т и ч е с к, и м даыб отдельит и не смешивьат его с други,м которйы возни-ка ет на почев сознаняи человемко его свяиз с мирмо и ощущеяни свойе творчесйко си- лы, вызванйно этми сознани. ем Э тто в ид р о м а н т иа з м мы н а з о мв е с о ц и а л ь мн ы и л и р о м а н т и змм о к о л л е к т и в и з м а; этто вид тольок что .зарождае,тся тольок что формируяетс „и вместилимще его мы видми тот клас, с ко- торый входти ® жизн, ь как проводкни со- циалистичейско идие освобождяени всеог •человечеаств из пшеан капитали,зма как проповедкни идие всемирноог братсатв и свободноог труад •—• социалистичеоског строя. » «Да не смущтае вас применени термиан романтмиз к психолоиги пролетараиат -— терминмо эти,м за неименмие друго,го я определюя тольок повышен,ное боевео на- строенеи пролетар, ия вытекаюеще из со- знаняи им своих си,л из все боле усва-и ваемог им взгляад на себ,я как на хозя-и на миар и на освободитяел человечест. ва» Такоыв основнеы положеяни Горьког о романтичемско направлеини в литерату. ре Внутир индивидуалистическог о романтиазм Горькйи отмеча, ет наряуд с пассив-ны ми, — активн,ый воинствующ, ий но во- дящйи идеалистичйески характ.ер Этми и '.об'ясняе,тся почеум элемеынт романтиазм выступиал в художествейнно практеик пи- сателей-реалвисто прошлоог всегад как противоречи межуд идеалиам и дейст-ви тельност.ью Но еще в 1908 году Горькйи яс- но виде,л что в новйо — пролетарйско — литератеур это противоречи устраниятс и, следовател, ьно станте возможмны орг-а ническео сочетане и реалиазм и романтиз.ма Гениальено проникнове! ние * * * Перейяд к исследоваюни художест-вен ных произведйени русскхи писатейле прош- лого век,а Горькйи констатир,ует что ими «изображаен с замечателйьно полнот, ой глубинйо и искренноюсть исторяи поискво и н т е л л и г е мн т о х о р о шое г м е - с та в ж и з н, и и с т о ряи е г о о т н-о ш е н яи к н а р о д, у а также вся исторяи егодуш.я» Исторюи этих «поиск»ов и отн-о шенйи к нароуд Горькйи раскрывтае как отражене и в психолоиги писатяел и в его произведенхия глубокхи социальхны явл-е ний, устанавлитвае конкретно-историйчески характре народниост каждог писате.ля Широк извесытн указаняи Горьког на то, чт,о во-перв,ых все лучшеи русскеи писател, и «правдоив и честон освещяа по- нятно, е пережието им,и говор:ят хрма ру-с скоог искуссатв строне нами п ри м о л ч- а л и в о й п о м о щ и н а р о д, а нардо вдо-х новлля на,с любиет его»! — и, во-втор,ых на то, что «лучшеи произведяени великхи поэтво всхе стрна почерпныут из сокр-о вищниыц коллективоног творчесатв нар-о да». 1 Мы уже цитировиал об'ясиеени Гор-ь ког,о почеум западно-европяейска бурж-уа зия, утвердившь ис а качестев хозяиан жи-з ни, обратильас вдргу к прошлуом и однйо из фомр этоог обращеяни быол изучеени ею народноог творчест. ва Оно быол плод- о творон для литерату,ры — сближоал пис-а теля с народо, м оплодотвоорял индиви- ду альнео творчест. во В России в конец XVII в. буржуаязи «едва лишь просыпала. сь» «Наибоеле по- движнмы элеменмто в ту пору... быол у нас крестьянс,тво добивавшяеес свобод» ы (вспомнми хоят бы Пугачев. а) «1821 год выдвинлу крестнья перде правительмство и общестмво в роли защитнивко отечесатв от францу,зов и с этоог моменат у нас то- же начинаяетс с т р а н ен о и т о с м е -ш н ое о т н о ш еен и к н а р о д, у котоеро все еще недостаточн освещоен с его траг-и 1 «Разрушение личности», 1908, сборн. «Статьи 1905—1916 гг.», изд. «Парус».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2