Сибирские огни, 1940, № 3

.геняи свио в форум образо.в» «Богайты опытмо писатьел всегад противоре,чив ибо обилеи опыат требуте широкхи организ-ую щих иде,й а эти идие враждеыбн узкми целмя груп и классо.в» Все эти свио положеяни Горькйи илл-ю стрируте примериам из истории литера-ту ры, из художествейнно практик русскхи и иностранхны писатейле — Тургене, ва Толсто,го Диккен, са Бальза,ка Зол.я Зад-а чей Толстог быол «найит дли дворянаин достойне о его месот в жизн. и Попуотн автоур п р и ш ль о с к о с н у ят ь с в с ех с т о рно ж и з н, и в п а сь т в - о ч е в и д ен ы д л я н а с и п о у ч- и т е л ь неы п р о т и в о ряе ч и с осно-в ной свойе идее,й мног раз нарушьат ее цельнос,ть након,ец ему, проповедуник пассивноог отношеяни к жизн,и пришльос признаьт и почит оправдьат в «Воскре- се нии» активюну борьб.у» Чем же «поучител»ьны для нас эти пр-о тивореч?ия Тем, что они нередок в прои- з веденихя лучшхи писатейле прошлоог оп- равдыватю « н а шу т о чук з р е няи н а в з а и м неы о т н о ш еян и о б щ е с т - в а и л и ч н ос т и, м у ж чни ы и ж е ц- щ и н ы, н а в се в о п р оыс в н у т р е н- н ей ж и зин и э к о н о м и ч е ос к о г б ы т а.» Такоав намеченяна Горьмки приме-ча тельняа разрабоатк вопраос о том, .чем сильан литерату. ра Горькйи здеьс как бы вооружтае такми методмо изученяи истории русскйо литерат,уры влаяде котор,ым нельяз впасьт ни в вульгарйны социо-ло гизм, ни в благодушено забвенеи классо-во сти литерату.ры О последмне Горькйи сч-и тает необходимы напомн:ить «Врга наш хите,р и часот быва,ет что его об'ект- и визм, ценнйы для на,с являеятс тольок л о в кми п р и к р ы тми е к л а с с ойв о т е н д е н ц.и и Форыт покрыт дернмо — ах, как кр-а сив пригор»ок! Это необходоим тверод помни. ть « 1ы должн,ы но меер си,л правилоьн оцен-и вать организуюещи свойсатв той или инйо идеи — степеьн об'ективиазм каждйо из пих: т. е., иныим словам, и рассаготьрет — вьгходти ли данняа идяе за предеыл все-г да своекорысйтно узкйо классойво точик зрени,я вмещтае ли она в сееб веьс опыт класас в даннюу эпоух и п л сю е щ е н е ч т,о у ж е о х в а т ы в а юе щ е и н - т е р еыс в схе к л а с с о» в ? Толоьк это «плсю еще нечт»о порождтае в кла-с совйо литератеур такеи ценнос,ти от на- следоваяни которыим пролетартиа никог*да ire отказываялс и не откажет. ся Здеьс же, в введен,ии Горькйи сжаот на- • мечате и то основн,ое что должон быьт от- несеон к этим ценносмтя в русскйо ли- терату.ре «Наша литератаур удобон можте быьт разделаен на две лини — дворянск, ую которяа по силе социальйно необходимиост п р о л о в е д ы в а л а д е м о к р айт и м, и демократичюеску — литератуур разн- о чинца-интеллиг, ента которы, й тоже по не - обходимо,сти и р о п о в е д ы в а л с о ц и а- л и з м». 1 В жесток,ой полнйо произваол и нас-и лия действительиност жиил и творил те лучшеи русскеи писате,ли которхы мы на- зываме классика, ми мучителоьн искаил они выхоад из нее на светлюу и чистюу дорог.у Духмо беспокойоног исканяи отм-е чена русскяа литерату: ра «нте вопроса г которйы она, . не ставиал бы и не пытальас разреши.ть Это по преимущеуств литер- а тура вопрос:ов Ч то д е л а ?т ь Г де л у ч ш? е К то в и н о в ?а т — спрашивтае она.» На путхя поисвко исчерпываюх щи от - ветво на «эти вопро»сы русскйи писатьел не мог не почувствоьват «свойе социа-ль ной слабост, и» вынужнде был «обратьит вниманеи на наро»д и, након,ец «заб- о титьяс не стольок о вырабоетк классойво идеолог,ии скольок о борьеб протви идйе и действйи правительс.тва» «Вот причи,ны — указывтае Гор- ь кий, — почеум русскяа литератаур вплоьт до нашхи днйе с т оя л ав т е с н е й йш е с в я из с р е в о л ю ц и о нин ы м т е ч- е н ия м и». Вот почеум в наследсетв класс- и ческйо русскйо литератыур мы находми произведен, ия ценнеы для нашеог врем- е ни, как «оправдываеющи нашу точук зр-е ния.. на все вопрыос внутренйне жизин и экономичесоког быт»а прошлоог и насто- я щег,о а также на то, что «тольок прол- е 1 В. Ленин в 1912 г. в статье «Памяти Герцена» писал: «мы видим ясно три поколе- ния, три класса, действовавшие в русской ре- волюции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен... Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Его подхватили, расширили, укре- пили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского». (Т. XV, стр. 468). Сделанное Горьким разделение русской ли- тературы на две линии находится, как мы видим, в полном соответствии с указанием Ленина на характер развития освободительно- го движения в России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2