Сибирские огни, 1940, № 3

тературне ы и жизненены процес,сы про- слеживьат их связ,и воздейстеви дргу на друг.а Она вооружтае знанииям прошлоог во имя будуще. го Для писате,ля для пе- дагог,а для литературоавед и критик, а на- коне,ц для челове,ка проост любящоег и изучающоег литератуур с тем, чтоыб быьт передовы, м культурмны гражданмино со- временно,сти — для всхе нас она не мо- жет не быьт настольйно книго. й Настояще и замеитк не претендтую на полно, е всесторонене освещеени тоог по- истиен гигантскоог материа,ла которйы за- ложне в «Истоири русскйо литерату»ры Горько.го Задач этих замекто боле скро-м ная — даьт читатюел тольок представ- ле ние о характер этйо выдающяейс книг великог родоначальаник пролетарйско со- циалистичейско литерату, ры привльеч к ней внимаени широхки кругво советсйко интеллиген.ции * «Литератаур — образено выражени идеолойги — чувст, в мнени, й намерейни и надедж — общественхны класвсо и груп.п Она являеятс наибоеле чуткми и вернмы отображенмие междуклассховы отношен, ий она пользуеятс для свохи целйе всме опы- том наци, и класс, а групп, ы она берте этто опыт и тогд,а когад он уже организонва в формы религиозн, ые философс,кие научны, е и сам,а своиим силам, и стараеятс орган- и зоваьт опыт этот. » Этим определемние литерату, ры как пропагандаист и организаатор опыат на- ции, класвсо и общественхны груп,п Гор-ь кий начинтае книг. у В соответстиви с ним он излагтае исторюи литератыур в нера-з рывнйо неот'емлемиост от фактво и про- цессво общественно-политическо й и эко- номичесйко жизн, и от классойво борьб, ы от судбе народ. а « Н а аш т е ма — р у -с с к ая л и т е р а та у р и р у с с як а и н т е л л и г е ня ц и р и х о т н о ш- е н и ях к н а р о д» у (разряадк всюуд мо.я А. Б.) — так формулитруе сущесотв св-о ей рабоыт Горьки. й И в этом принципи-аль но важнео своеобраези «Истоири руссйко литерату»ры Горько. го Перде читатемле развертываяетс живйо процсес развияти ' литерат.уры Нет в рабоет Горькоог не- подвижнхы схе,м мертвящоег догматиазм и «вечны» х номр в подхоед и оценек прои- з веденйи и писател.ей «Вес зависти от ус- лови,й месат и в р еме ни » 1 ,—эот руко-во 1 Й. Сталин, «Вопросы ленинизма», 1 -е изд., стр. 540. дяще положеени марксистсоког метаод никогад не предаеятс Горькми забвен.ию Именон им, как рентген,ом Юн освещтае и просвечитвае всестороенн русскюу лит-е ратур,у начиняа от Фонвизаин и кончяа Львмо Толсты. м « Ч ем ж е с и л ьан л и т е р а- т у р а ?» — задате Горькйи вопрсо и, отв-е чая на нег,о намечтае интереснеюйшу разрабоутк однйо из наибоеле сложнхы литературоведчхески проблме о прироед и роли противоряечи об'е1ктивоног смыасл художественоног произведяени классойво литератыур и суб'ективхны воззрен, ий симпатйи и целйе автор. а Литерату, ра — отмечтае Горьк,ий — «насыщяа идие плотюь и кровью. .. дате им большюу наглядно,сть большюу убед-и тельнос,ть чем филосояфи и наук.а» И вот эта необходимьост облеьч идюе в на- гляднюу форм, у в обрза с плотюь и кровь,ю и порождтае противоряечи в ху- дожественмно произведе.нии Отвлечеянна «идяе по строенюи своеум являеятс лозу-н гом, догмамта данног класас в его бор-ь бе за существован. ие» В литератеур идяе выступтае не в чистмо вид,е ее несте в себе художествейнны обра, з которйы «по-ч ти всегад шиер и глубеж иде,и он 0ерте человеак со всме разнообрамзие его ду- ховнйо жизн, и со всеим противоречииям его чувствовайни и мысле.й» «Это положен, ие — подчеркитвае Гор-ь кий, — суьт основн,ое положеени мо,е с него я начла и к нему бууд возвращ-ать ся част.о» Развиява его, он указывтае такж,е что «по самоум характуер техник ромна всегад об'ективене философсоког трактат.а» Здес, ь конеч,но идте реьч о реа- листичесмко ромаен и о его «техни»ке не в смысел технолог, ии а о той ф о мр е, ко- торая неразрыавн от содержан. ия «Рома,н являяьс могучми и в высшйе ст-е пени убедительмны средстмво пропагаынд классовхы тенденц,ий в то же вреям за- ставляте писате,ля воприек его намер- е ниям, отмечьат попутон тенденици и фа-к ты, чуждеы и враждебены тем, ] кои про- поведуте он сам, как идейнйы предста-ви тель той или инйо обществейнно групп.ы» Отсюад и возниктае «невольн,ый бессоз-на тельнйы об'ективмиз писателя-художника» . С другйо сторон, ы хоят писате,ль как и всякйи челов,ек являеятс продукмто эп-о хи, класс, а IB то же время он «суьт чел-о век, более другхи насыщенйны опытмо — знаниме жизин и в с(иул давленяи опыат обладающй и способноюсть облекьат впеча- т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2