Сибирские огни, 1940, № 1

пы и монахи захватывали земли у населе- ния, строили церкви и монастыри и обирали местных жителей, насильно заставляли кре- ститься и давать им подарки». — Читаем мы в «Кратком курсе Истории СССР», под ред. проф. Шестакова о деятельности право- славных попов и монахов в Сибири во време- на ее колонизации (стр. 56). Сообщаемые Новицким факты о деятельно- :ти попов и монахов Тобольской митрополии являются прекрасной иллюстрацией к этой сарактеристике. Кабинет Сибири Института Этнографии Академии наук, ознакомившись с рукописью \ Новицкого, признал необходимым издание :е отдельной книгой. Н. Квашнин Д ч о т р ТЕАТРОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Областной отдел по делам искусств начал :мотр театров области. Театры, работающие а Сталинске, Томске и других городах, в те- !ение театрального сезона этого года пока- кут в Новосибирске свои лучшие постановки. Первым в смотре выступил Сталинский го- юдской драматический театр имени Серго Эрджоникидзе с пьесой «Нора» Генриха Иб- :ена. В этой пьесе Г. Ибсен, как и в других :воих' пьесах («Бранд», «Привидение»), вы- ступает с проповедью «бунта человеческого пуха» против мелко-буржуазных законов мо- эали и нравственности, не поднимаясь однако до уровья глубокого проникновения в сущ- юсть социальных причин, на которых покои- лись эти мораль и нравственность. Все же, несмотря на то, что герои Ибсена, в том чис- ле и Нора, в своем «бунте духа» не выхо- дят за пределы индивидуального самоусовер- шенствования, Ибсену удалось с большой ху- дожественной силой изобразить цельные и чистые натуры с благородными стремления- ми освободиться от грязных пошлых пут буржуазной морали, покоющейся на фунда- менте частной собственности. Этим и об'яс- ияется тот большой успех, которым пользо- валась пьеса Ибсена «Нора» в дореволюци- онной России. Стоит напомнить, что во мно- гих городах России Нору могли видеть в ис- ключительном по глубине и силе исполнении замечательной артистки — В. Ф. Комиссар- жевской, тридцатилетие со дня смерти ко- торой отмечалось в феврале этого года. «Нора» идет в Московском государствен- ном театре Ленинского комсомола и в ряде городов Советского Союза и везде пьеса при- нимается советским зрителем с большим интересом. Чем же это об'ясняется? Дело в том, что в нашей стране идет борьба с пере- житками капитализма в сознании людей и в быту. Поэтому то неравенство в семье и в браке,\ освященное капиталистической мо- ралью, которое испытывала Нора, с одной стороны, рельефнее подчеркивает те величай- шие завоевания подлинной свободы и равен- ства, полученные советской женщиной, с дру- гой — невольно наталкивает мысль на не- обходимость дальнейшей борьбы с еще имею- щими место пережитками капиталистического характера в отношениях между мужчиной и женщиной в быту, в браке, в семье. Поэтому следует приветствовать Сталин- ский театр за то, что он взялся за эту пьесу Ибсена и сумел сделать хороший спектакль (постановка А. Глаголина, режиссер — Г. Алексеев). Артистке А. И. Федоровой вы- пала трудная задача — проявить большую чуткость в понимании самых сокровенных глубин ибсеновской Норы, изобразить слож- ное сочетание наивного понимания жизни и интуитивного проникновения в истинный смысл отношения к себе мужа, изобразить глубоко женственную натуру, обладающую большой силой переживаний, как бы всю сотканную из самых мельчайших нюансов и, наконец, показать перерождение «куклы»-Норы в жен- щину, читающую обвинительный акт своему мужу и уходящую от него, несмотря на тро- гательную Любовь к детям, — все это надо было артистке, «вбирать» в себя и донести до зрителя. А. И. Федоровой это удалось сде- лать, хотя и не всюду в одинаковой степени хорошо. Образ Норы все же получился жи- вым, волнующим и искренним. Два спектакля с пьесой «Нора» прошли в Новосибирске с большим успехом. Сталин- ский городской театр — творчески растущий, в котором работают хорошие артисты, к&к А И. Федорова, А. В. Анатольев, А. М. Ер- милов и др. А. В. \У ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ Сибирские художники: И. И. Тютикоз, Н. Ф. Смолин, Г. Г. Ликман, В. В. Титков, В. П. Филенков, М. А. Мочалов и другие подготовляют новые работы к пятой областной выставке живописи, графики и скульптуры. Большой раздел этой выставки посвящается жизни и деятельности вождей революции. Здесь будут представлены картины Н. Ф. Смо- лина «Киров в подпольной типографии Том- ска», Н. П. Хомкова «Товарищ Сталин п Нз- рымской ссылке», П. Г. Якубовского «Ленин и Крупская в Шушенской ссылке». Теме патриотизма, любви к своей родине посвящаются работы В. П. Филенкова «Пионе- ры в гостях у танкистов», М. А. Мочалова «На границе», В. В. Титкова «В летный день», А. Д. Силича «Выборы в Верховный Совет РСФСР в Ойротки», В. К. Евстигнеева «Ше- фы Красной армии», Л. Н. Огибенина «Счаст- ливое детство». Впервые выступят со своими произведениями молодые художники — А. Лигачева и О. Гинзбург. Для экспонирования в разделе скульптуры предназначается эскиз фриза главного входи Новосибирского оперного театра, выполненный скульптором В. Ф. Штейн, скульптурная груп- па «Радость» А. А. Сузикова и др. В разделе графики будут даны работы И. В. Титкова на сельскохозяйственные и индустриальные темы. Выставка откроется в конце марта. В эти же дни созывается первая областная конфе- ренция Союза советских 1 художников. ЧТО БУДЕТ ИЗДАНО В 1S40 РОДУ Новосибирским Областным Издательством запланировано выпустить в 1940 г. свыше ста книг, общим тиражом восемьсот тысяч экзем-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2