Сибирские огни, 1940, № 1
ХРОНИКА ПО КРАЯМ И ОБЛАСТЯМ СИБИРИ Н О В О С И Б И Р С К «КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ О НАРОДЕ ОСТЯЦКОМ» В рукописном фонде музея истории мате- риальной культуры Томского Государствен- ного Университета имени В. В. Куйбышева найден автограф рукописи «Краткого описа- ния о народе остяцком». Автор ее — Г, Новицкий, офицер, участ- ник заговора Мазепы, сосланный Петром I в Тобольск в 1710—1711 гг. «Краткое описание» Новицкого, написанноэ им в 1715 году, является старейшим произ- ведением русской научно-исторической литера- туры и представляет собой ценнейший перво- источник этнографических и исторических фак- тов о народах Сибири — остяках и вогулах. В условиях царской России уделом всех народов Сибири, в том числе остяков и во- гулов, была экономическая и культурная от- сталость, как следствие варварской эксилоа- тации их своими князьками и шаманами, с одной стороны, русскими купцами и попами, с другой стороны. В своем сочинении Г. Новицкий дает яр- кую характеристику этой экономической и •культурной отсталости остяков и вогулов, среди которых он жил долгое время в 1711—1714 гг. В первой главе автор описывает географи- ческое местоположение всей Сибири, ее при- родные богатства, границы, народонаселение, кратко сообщает историю татар, остяков и походов Ермака в Сибирь. Во второй главе Новицкий подробно опи- сывает хозяйство, быт, нравы и обычаи остя- ков, характеризует существовавшие у них законы, права и правовые взаимоотношения между различными социально-экономическими группами общества. «Содержат же твердое основание есте- ственного закона междуусобное друголюбие... Судов же главных никаких промежду собою не судят... Егда кто имением паче иных зна- менитейший, того за начальнейшего себе по- читают»... («Краткое описание», стр. 31—40). Подробно описав отрасли производства ос- тяков, их примитивные орудия: охоту, рыбо- ловство, оленеводство, земледелие, отметив нищенское состояние жилищ, одежды, непо- сильный труд, огромные размеры ясака (на- лог пушниной царскому правительству) и его значение для царской казны, г. Новицкий за- ключает стихами: «Собирают пчелы сот, но от трудов яст» Крупица им дается, иным же вся части. Не себе сладость сию пчелы собирають, Горесть трудов приемше иных услаждают. Так и остяк бедный, с премногими труды Собираеть драгость шуб украшает людий, Сам наг горькой нищеты вся поносить злости, Весь скуден, една кожа, под кожею кости». («Краткое описание», стр. 39). Третья глава посвящена описанию «идоло- поклонения» остяков, выражаясь современным термином, культу онгонов, сменившему когда- то у народов Сибири первобытный тотемизм и предшествовавшему распространенному в Сибири в XIX веке культу шаманства. В этой главе автор рассказывает об остяц- ких жрецах, о жертвоприношениях, о культе медведя и центрах пребывания трех главных, «древностью почитаемых богов» идолов — «Старика Обского», «Гуся» и , «Идола Кон- динского» (стр. 50—59). Между прочим, здесь Новицкий отмечает, что остяцкие жрецы, ради увеличения своих прибылей за счет эксплоатации трудящихся, при всяком удобном случае изобретают но- вых богов, требуя новых жертвоприношений в виде зверей, оленей, лошадей, холста и т. д. По этому поводу автор пишет: «Откуда же сие в них такое различие многобожие вни- де, мнится яко желание скверно прибыче- ства нание им сие. Мнози бо от них злохит- рецы желающие чуждым обогатиться трудом, дивно различные новые утворают твари...» И дальше: «Поощряют лестию народ до при- ношения жертв, об'являя аки бы сего требу* ют мнимые их бози... Частым же приноше- нием самодельцы мнимых богов со жрецы довольно сыты бывают»... Эти «частые при- ношения», а по существу грабеж жрецами трудящегося остяцкого парода доводили по- следних до того, что «сим частым жертво- приношением в премногую внийдоша нищету и крайнее разорение, яко чад (детей Н. К.) и ,жен своих продают заимодавцам своим в работу». («Краткое описание», стр. 47, 48, 52). Остальные пять глав посвящены истории крещения остяков и вогулов. В этих главах содержится ценнейший материал для харак- теристики христианских миссионеров и их ро- ли в • истории Сибири. «С царскими воеводами и войсками шли русские купцы, попы и монахи. Купцы спаи- вали народы Сибири водкой и у пьяных за- бирали за бесценок самые лучшие меха. По-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2