Сибирские огни, 1940, № 1

вали именно литературные достоинства пьесы. Литератору Евг. Иванову была по- ручена «литературная правка» пьесы. Но литератор в процессе работы над пьесой убедился, что дело не только в простой шлифовке языка, нужно было часть пьесы написать заново, помочь автору в создании новых сцен, в обрисовке характеров, и он увлекся непривычным для него жанром. Совместная работа актера и литератора завершилась новым вариантом пьесы, ко- торый и был напечатан в журнале. Но когда пьеса пошла на сцену, оказалось, что театру еще кое-чего недоставало в пьесе. Снова работа. И появился третий вариант пьесы, «Жить хочется», идущей сейчас на сцене «Красного Факела» и радушно принятой зрителями. Сейчас, ставшие уже соавторами, М. Ф. Кириков и Е. Иванов работают над новой пьесой — комедией, жанром, в котором удачно сочетаются дарования соавторов — разнохарактерного, главным образом, коме- дийного актера М. Ф. Кирилова и литера- тора-фельетониста Е. Иванова. Так подробно мы останавливаемся на опыте работы М. Кирилова и Е. Иванова не' ради ее восхваления. Пьеса «Жить хо- чется» — не блестящая пьеса, в ней есть большие недостатки и литературного и сценического характера. Но пьеса безу- словно уже сыграла свою роль. Во-первых, она показала путь к созданию пьесы — творческое содружество, в котором соче- тается звание театра, или, как принято выражаться; «законов сцены», с творче- ским опытом литератора. Едва ли Е. Иванов сам коща-щибудь взялся бы за писание пьесы, а сейчас очевидно, что соавторы «Жить хочется» ианшпут еще не одно драматургическое произведение!. Во-вторых, «Жить хочется» указала театру путь к пополнению своего репертуа- ра и дала возмоашость ' театру впервые работать над спектаклем «месте с авто- ром пьесы. Периферийный же театр, в большинстве случаев, лишен этой возмолс- вости, так как, играя пьесы и здравствую- щих авторов, встречаться с последними не имеет возмолжости. А какое большое зна- чение дая театра имеет работа над спек- таклем с участием автора, красноречиво показывает опыт Московского Художест- венного театра, создавшего свое блиста- тельное 1 искусство при непосредственном участии Чехова и Горького. Да и сейчас московские театры постоянно работают с драматургами, известно, как 'много сделал МХАТ для драматурга Н. Вирты и как вза- имно обогатили спектакль «Земля» театр и драматург. Наши новосибирские театры еще не пашли «своих» драматургов. Связь между театром и писателями до сих пор не носи- ла характера творческого содружества. И в этом, очевидно, ; одна из причин того, что среди новосибирских писателей в пос- леднее время не оказалось драматургов и не написано ни одной пьесы. В журнале «Сибирские Огни» печатались пьесы В. Вихлянцева, Н. Кудрявцева Г. Павлова, Г. Пушкарева, но пьесы эти не были по- ставлены пи одним театром. Причина этого в том, что и писатели работали над пьеса- ми без творческой связи с театром,и театр не заинтересовался, не пошел навстречу драматургам. Бывает и так: в журнал, в издательство поступает пьеса начинаю- щего автора. Будучи слабой, как литера- турное. произведение, она редакцией откло- няется от помещения в лсурнале и пере- дается литературному консультанту. Этим и ограничивается помощь начинающему драматургу. В .театр, в руки к хорошему опытному режиссеру или актеру, который бы мог дать начинающему автору весьма полезные советы, пьеса не попадает. А ведь известно также, что многие пьесы еще недавно безвестных авторов получили сценическое воплощение именно потому, , что попаши в руки Станиславскому или Немировичу-Данченко. Партия и правительство делают вое для расцвета советского театра и драматургии, для выявления новых талантливых сил в искусстве и литературе. 'Установление еяшгодной. премии имени М. Горького за лучшую пьесу, недавно опубликованное решение правительства об установлении ежегодных премий имени И. В. Сталина за лучшие произведения лите- ратуры, в том числе драматургии, — свиде- тельство опромиого внимания парода и партии к театру, к драматургии. Что мо- лсет быть более почетного для советского •писателя как творческое соревнование за , величайшую награду и всенародное при- знание, (ввдражешием чего является премия имени товарища Сталина! Недавно закончившийся всесоюзный кон- курс на одноактную пьесу собрал более пя- ти тысяч произведений. Это показывает, ка- кие многочисленные силы тянутся к драматургическому творчеству, как велика заинтересованность в создании хорошей пьесы для советского театра. При всей строгости отбора пьес на конкурсе, даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2