Сибирские огни, 1940, № 1
крыто защищать постоянство видов, по- этому теперь в ход пускается другое ору- жие. Идея эволюции на словах признает- ся, но против материалистического ядра учения Дарвина начинаются атаки с пози- ций идеализма. Выдвигаются десятки «те- орий» — неоламаркизм, автогенез, номо- генез и т. п., которые, подобно мыльным пузырям, быстро возникают и, не дав эффекта, лопаются. До последних дней Дарвин продолжал работать; он умер в Дауне 19 апреля 1882 года. Чарлз Дарвин относится к числу тех «мужественных людей, которые умели ло- мать старое и создавать новое, несмотря ни па какие препятствия, вопреки все- му». 1 5 Теория Дарвина нанесла решительный удар по религии: опа показала естествен- ные законы развития органической приро- ды, доказала животное происхождение че- ловека и дала объяснепие явлепиям целе- сообразности в мире животных и растений. Дарвинизм был атеистическим учением и потому не мог пайти почвы для распро- странения в период загнивания капитали- стического общества. С конца прошлого века появляются различные «теории», ко- торые пытаются отменить завоевания би- ологии, оделанпые па основе учения Дар- вина. Возрождаются идеалистические и меха- нистические взгляды в биологии, отражаю- щие упадок культуры и науки в буржуаз- ных странах. Учение Дарвина правильно оцепили только марксисты. Но основоположники марксизма-ленинизма не были апологетами теории Дарвина; именно они сумели вскрыть отдельные слабые положения дар- винизма (недооценку роли скачков в раз- витии, неудачную попытку биологического решения проблемы происхождения челове- ка), и никто иной, как Ф. Энгельс дал ге- ниальное диалектико-материалистическое разрешение этих вопросов. Дело Дарвина нашло своих продолжате- лей в Советском Союзе. Именно здесь дар- винизм, очищенный от буржуазной ше- лухи, стал сильнейшим орудием человека в передеже природы. Как мы видели, связь с практикой сель- 1 Речь тов. С т а л и н а на приеме в Крем- ле работников высшей школы 17 мая 1933 года. ского хозяйства позволила Дарвину найти причины, объясняющие историческое раз- витие организмов. Последнее было доказа- но затем колоссальным ископаемым мате- риалом, подтвердившим законы, вскрытые при изучешш современных форм. От изучения настоящего Дарвин отправ- лялся к познанию прошлого; советские дарвинисты, изучая прошлое и настоящее, стремятся проникнуть в будущее. Мы по- мним завет Карла Маркса: «Философы лишь различным образом о б ъ я с н я л и мир, но дело заключается в том, чтобы и з м е н и т ь его». 1 И Дарвип помогает нам в достижении той части этого завета, которая касается переделки органической природы. Дарвин дал человечеству теорию, поль- зуясь которой можно активно изменять природу, переделывать ' раститительный и животный мир в интересах общества. Ка- питализм, стремящийся повернуть колесо истории вспять, не может использовать ре- волюционного содержания дарвинизма. Но «Такие случаи, — говорит товарищ Ста- лин, — как в Америке, где осудили недав- но дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного от- стаивания пауки». 2 Правильность всякой теории проверяет- ся на практике. Поэтому лучшим доказа- тельством научной ценности теории Дарви- на являются те успехи, которые достигну- ты у нас И. В. Мичуриным, Т. Д. Лысенко, П. Циципым, сотнями советских селекцио- перов и тысячами колхозников-опытников, руководящихся 1 в своей работе дарвиниз- мом. Всесоюзная сельскохозяйственная вы- ставка в Москве показала всему миру, ка- ких изумительных результатов добилось колхозное крестьянство за годы Советской власти во всех областях сельскохозяйствен- ного труда. Эта выставка — необычайно яр- кое свидетельство широких возможностей человека в деле управления природой, — доказательство правоты дарвинизма. Она — блестящая демонстрация того, как ос- вобожденный труд человека создает но- вую счастливую жизнь и творчески пере- делывает природу в интересах человека. Оправдываются пророческие слова Дар- вина в письме Марксу 1 октября 1873 го- да о том, что знания, которые разрабаты- вают опи оба, будут «в конце концов спо- собствовать Счастью человечества». 1 К. М а р к с . Тезисы о Фейербахе, з И. В. С т а л и н. Вопросы ленинизма, 10-е изд., стр. 192. i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2