Сибирские огни, 1940, № 1
смысле академических занятий, как и оды, проведенные в Эдинбурге и в шко- е». Настоящей школой для молодого Дарви- а, школой, которую не могли дать ему нглийские университеты, было последую- щее пятилетие (1831—1836 гг.), когда он качестве натуралиста предпринял уча- тие в кругосветном путешествии на суд- е «Бигль». Последнее имело своей основ- ой целью проведение съемки берегов Юж-. [ой Америки. Здесь Дарвин впервые вы- тупает как серьезный самостоятельный сследователь, он занимается вопросами еологии, изучает ископаемых, собирает юллекции разнообразных животных и оо- тавляет гербарий тропической флоры. «Путешествие на «Бигле»,— как ука- ывает Дарвин, — было, конечно, самым ажным событием моей жизни, определив- иим всю мою последующую деятельность». Дарвин начал свою работу в обстановке осподствующего религиозного мировоззре- шя, когда большинство ученых верило в юстоянство животных и растительных (юрм. Но уже во время своих ясследова- шй в Южной Америке молодой Дарвин |бе5кдается в ошибочности общепринятых вглядов. По теории катастроф Кювье, страшные тотрясения, которые переживает время от времени земля, сметают все живое... Дар- вину пришлось наблюдать последствия шльнейшего извержения вулкана, но оно вызвало только появление на земле неко- торых трещин и тому подобные незначи- тельные изменения. Животные и растепия продолжали существовать попрежнему. Ученые думали, что каждый организм создан богом для определенных условий, приспособлен к ним. Поэтому животное и растительное паселение островов, незави- симо от их местоположения, должно быть сходным и, напротив, не имеет ничего об- щего с органическим миром материков... Дарвин видит, что и это не так. Фауна и флора островов напоминает в первую очередь таковую ближайших материков, хотя и отличается от нее. Сходство вызва- но тем, что население островов произошло от форм, живущих на континенте; отли- тая же между ними явились результатом изменения видов благодаря обитанию в раз- ных условиях. Кювье учил, что вымершие организмы резко отличаются от ныне живущих... Дар- вин находит, что остатки ископаемых жи- вотных Южной Америки очень напоминают современных, хотя и отличаются от них рядом признаков. Естественно предположе- ние, что эти отличия живущих форм от вымерших явились результатом постепен- ного изменения длинного ряда поколений, связывающих те и другие. Наконец, религия вырывала человека из природы, противопоставляла его органиче- скому миру. Человек объявлялся «венцом творения», верхом совершенства, которое было создано творцом по «образу и подо- бию своему»... Знакомство Дарвина с жи- телями Огненной Земли, одним из наибо- лее сильно отставших в культурном раз- витии племен, разрушает в нем и эти представления, навеянные «священным писанием». Именно здесь, в Южной Америке, в ми- ровоззрении Дарвппа, готовившего себя раньше к мирной карьере сельского свя- щенника, происходит коренной перелом. Отныне перед нами зрелый натуралист, с самостоятельными взглядами на природу, постепенно отбрасывающий одну господ- ствующую установку за другой. На тыся- че примеров Дарвин убеждается, что особи одного н того же вида, попадая в разные условия, становятся отличными друг от друга. И Дарвин приходит к естественному и единственно научному выводу, что виды животных и растений изменяются; все современные органические формы прои- зошли путем постепенного изменения из немногих родоначальпых; больше того, да- же и человек произошел от животных. Эти взгляды совершенно опрокидывали установившиеся представления, опи были революционны и соответствовали духу вы- ходившего на мировую арепу молодого ан- глийского капитализма. Однако, чтобы эво- люционные взгляды нашли сочувствие в среде ученых, требовалось подтвердить их многочисленными фактами из области орга- нической природы. Поэтому Дарвин, вер- нувшись в 1836 году в Англию, прини- мается за сбор доказательств в пользу эво- люционной теории. В 1837 году он завел первую записную книжку, в которую стал заносить все факты, относившиеся к ин- тересовавшей его идее. Дарвин начал с исключительным трудолюбием штудировать целые серии журналов и сотни кпиг из разных областей биологии; он знакомится с работой практиков сельского хозяй- ства. По этому поводу Ф. Энгельс пишет: «Дарвин вынес из своих научных путе- шествий мнение, что виды растений и жи- вотных не постоянны, а изменчивы. Чтобы развить дальше эту мысль у себя дома,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2