Сибирские огни, 1940, № 1

НАУКА И ТЕХНИКА Б. Г. Иоганзет • ДАРВИН И ПЕРЕДОВАЯ НАУКА К 80-летию дарвинизма 1 Советский читатель, изучающий Краткий курс истории ВШ1(б), прекрасно знает, ка- кое значение имела для победы пролета- риата в октябре 1917 года революционная теория. Ее создатели, К. Маркс и Ф. Эн- гельс, неоднократно. отмечали, что «тео- рия становится материальной силой, как только она овладевает массами». 1 Нам, участникам великой социалистиче- ской стройки, даже трудно себе предста- вить, что еще сравнительно недавно ума- ми людей владела метафизика, мистика и неприкрытая поповщина. История знает многочисленные имена «ученых», которые, например, в вопросах происхождения чело- века не могли отойти от библейской сказ- ки и встать на действительно научную точку зрения. В странах капитала немало таких людей имеется еще и теперь. Потребовалась гигантская работа луч- ших представителей человечества, новато- ров науки, чтобы победил правильный, ма- териалистический взгляд на природу и об- щество. В шеренге передовых борцов за научное мировоззрение почетное место при- надлежит английскому натуралисту Чарлзу Дарвину, который восемьдесят лет тому назад смело выступил с революционным учением о развитии органической при- роды. Вслед за основоположниками марксизма Дарвин внес крупнейшую лепту в дело борьбы с метафизическим мировоззрением и тем способствовал победе передовой нау- ки над пережитками старины. «Природа, — говорит Энгельс, — есть пробный камень диалектики, и современ- ное естествознание, представившее для этой пробы чрезвычайно богатый, с каж- дым днем увеличивающийся материал, тем самым доказало, что в природе, в конце концов, все совершается диалектически, а не метафизически, что она движется не в вечно однородном, постоянно сызнова по- вторяющемся круге, а переживает дей- ствительную историю. Здесь, прежде все- го, следует указать на Дарвина, который 1 нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь со- временный органический мир, растения и животные, а, следовательно также и чело- век, суть продукты процесса развития, длившегося миллионы лет.» 1 Канун шестидесятых годов прошлого столетия был переломным годом в разви- тии естествознания и философии. Историки прогрессивного человечества всегда будут отмечать 1859 год, когда были опублико- ваны два великих произведения: «К кри- тике политической экономии» Карла Марк- са и «Происхождение видов» Чарлза Дар- вина. Эти книги открывали новую эру в развитии человеческой мысли и впервые поставили социологию и биологию на под- линную научную основу. Владимир Ильич сопоставляет Дарвина с Марксом: «Как Дарвин положил конец воз- зрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «бо- гом созданные» и неизменяемые, и впер- вые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Маркс положил конец воззрению на обще- ство, как на механический аггрегат ин- дивидов, допускающий всякие изменения 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч. т. I, 1 Ф. Э н г е л ь с . Развитие социализма от стр. 406. утопии к науке. Партиздат, 1933, стр. 29—30.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2