Сибирские огни, 1940, № 1
языком самого народа, образами, которые он выносил в течение' нескольких поколе- ний. * * * Жизнь была ужасной. Но люди не гну- лись под ее тяжестью, не мирились со своей судьбой, не сгибали покорно спины перед своими поработителями, не теряли веры в другую, лучшую лшзнь. На Колывано-Воскресенских горных за- водах вспыхивали бунты. Но открытая борьба не всегда была по силам. И масте- ровые бежали «в камни», в Бухтарму. В долинах и ущельях Бухтармипского края образовалась своеобразная республика из «гулящих», «безымянных» людей. До 1791 г. эта «Каменная республика» не под- чинялась царской администрации, и только под влиянием вооруженного нажима «ка- менщики» перешли в русское подданство и были приняты в качестве «инородцев». Но как только появились в Бухтарме царские слуги, многие каменщики вновь снялись с насиженных мест и пошли искать мифическое Беловодье. Хранители легенд и преданий о горных заводах рассказали писателю Мисюреву много темного, жуткого и даже страшного из жизни крепостных рабочих. Но приме- чательно, что во всех их сказах нет и на- мека на настроения безнадежности, обре- ченности, пессимизма. Сказы их оптими- стичны. Такими они возникли, такими до- шли до нас. Почти в каждом предании крас- ной витью проходит восхищение рассказ- чиков смелостью, отвагой, ловкостью кре- постных рабочих, их честностью,' силой и благородством. Записи Мисюрева пестрят такими стро- ками: «Мосей Алексеевич Бычков был прямик, все резал напрямик. Он в строю не мол- чал, все говорил открыто». «Плотников Матвей Иванович был из ряда работник. Не было такой работы, что- бы не сробил. Как зачнет породу хле- стать — она летит от него на две саже- ни». «Батя, он был смелый, нарядчикам не спускал обиды». На Спасском прииске рабочий Пальни- ков убил управляющего Пирозккова. И ког- да построили всех мастеровых в шеренгу и стали спрашивать: «кто убил? Не ска- жете, так всех передерем, с первого до последнего», Пальников вышел из шеренги и заявил: — Братцы, за вас я убил! убил злодея, Сяб. огни № 1, 1940. 9. погибну, а может вы лучше жить будете». • А сколько вложено любви и уважения в сказе о волевом сильном человеке — Иване Васильевиче Русакове, который пред- почел умереть сопротивляясь, чем жить под плетьми на коленях. С любовью хранят^ старики в своей па- мяти предания об открытых выступлениях рабочих против крепостников. Шестидеся- типятилетний старик Андрей Евстафьевич Колокольцев рассказал Мисюреву предание 0 бунте на Тайлах. Этот бунт был более ста лет тому назад. Записи А. Мисюрева имеют огромное об- щественно-историческое значение. Они по- казывают предисторию русского рабочего класса, показывают истоки тех свойств ха- рактера, которые имеет наш советский на- род, ибо, как правильно указывает «Прав- да», «наши дни связаны с прошлым... И в психическом складе, в национальном ха- рактере советских людей, в их героике, в их непреклонной воле к борьбе за комму- низм есть и черты того психического скла- да, того «характера», в выработке которо- го участвовали прошлые поколения». * * * Второй раздел фольклорной книги А. Ми- сюрева состоит из легенд о беглецах и бунтарях. Здесь мы знакомимся с поэтиче- скими образами сибирских бергалов — Со- рокой, братьями Белоусовыми, Селезнем, Криволуцким и многими другими. По фор- ме — это очень простые, очень бесхитро- стные рассказы. Когда читаешь их, то ка- жется, вот сидит перед тобой седобородый старик с мохнатыми насупленными бровя- ми и обстоятельно, не торопливо расска- зывает. 1 Дореволюционные фольклористы не за- глядывали в старые рабочие поселки. Счи- талось, что там фольклора нет. Надо ска- зать, что и советские фольклористы взя- лись за сбор рабочего фольклора с боль- шим запозданием и сделали пока очень мало. Мисюрев поехал по старым горнозавод- ским поселениям в 1936 году. Он хотел посмотреть развалины умерших заводов. И совершенно неожиданно для себя натолк- нулся на богатейшую «жилу» горно-завод- ского фольклора. Записи он производил урывками в течение двух-трех лет. И это составило книгу, о которой проф. Азадов- ский совершенно справедливо написал: «6 такой широтой гор'но-заводский фольклор не был представлен еще пи в одном сбор- нике, и, несомненно, целый ряд текстов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2