Сибирские огни, 1940, № 1

честный, хороший человек Сергей Прива- лов остался в ромапе слабым, несчастным мечтателем, народнические планы кото- рого лопаются, как мыльный пузырь, от соприкосновения с реальной жизнью. Сер- гей Привалов остался не только с разби- тыми планами, но и без миллионов. М а- м и п п о д ч е р к и в а е т у т о п и ч - н о с т ь п л а н о в П р и в а л о в а , он р а з . о б л а ч а е т н е с о с т о я т е л ь - н о с т ь н а р о д н и ч е с к и х и л л ю- з и й . Привалов — развенчанный Маминым «друг народа» в ленинском понимании этого понятия. «Приваловские миллио- ны» — одно из наиболее типичных для Мамина произведений, раскрывающих его действительные, антинароднические пози- ции. Поэтому-то творчество Мамина и вы- зывало «недоумение» Михайловского. Не- даром народники не обмолвились пи од- ним словом о «Приваловских миллио- нах» — ни во время печатания их, ни впоследствии. Любопытно, что Скабичев- ский, написавший большую статью о Ма- мине через 10 лет после появления «При- валовских миллионов», подробно излагая содержание некоторых, дазке второстепен- ных, произведений Мамина, о б о ш е л м о л ч а н и е м «Приваловские миллионы», как будто их никогда по существовало, хотя' они принадлежат к числу самых крунпых и лучших произведений Мамина. Нет сомнения в том, что именпо «Прива- ловские миллионы» (которые были пер- вым крупным произведением Мамина) ис- портили Мамину литературное имя, о т- т о л к н у в н а р о д н и к о в разоблаче- нием Привалова, а также и буржуазную критику разоблачением гнойных язв хищ- нической российской буржуазии. Мамин беспощадно критиковал капита- листический строй, и кажется безысходно- пессимистической эта критика. Вообще принято считать Мамина пессимистом. Но это также глубоко ошибочное мнение. Правда, Мамин как будто дал основания для такого мнения. «В жизни все явления и все люди, свя- заны между собой невидимыми для глаза нитями», — пишет Мамин. — «Есть ро- ковые силы, которые заставляют человека делаться тем или другим, и я уверен, что никакой преступник не думает о скамье подсудимых, а тюремщик... никогда не ду- мал быть тюремщиком». «Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, полу- чается вред». В произведениях Мамина много зла, преступлений, драм и катастроф. Вся жизнь трещит и ночва колеблется. «Страш- но жить па свете!» — говорит Нюрочка в «Трех концах», и этот возглас как бы повторяют разные персонажи в разных произведениях Мамина. Страшно перед злом, перед роковыми, стихийными сила- ми, которые может быть завтра же прев- ратят тебя в преступника. Вся жизнь лю- дей и природы полна борьбы за сущест- вование. «(Вот в этой сочной траве, подернутой утренней росой, с виду так же тихо, как и в ^воздухе, но сколько в этот момент там и здесь погибает живых существо- ваний, погибает без крика и стона, в не- мых конвульсиях. Одна букашка душит другую, червяк точит червяка, весело чирикающая птичка одинаково весело ест и букашку, и червяка, делаясь, в свою очередь, добычей кошки или ястреба». Жизнь ,— борьба за существование. Эта борьба происходит и в природе и в обще- стве. «Вся история человечества, пишет Мамин, создапа па подобных жертвах, под каждым благодеянием цивилизации таят- ся тысячи и миллионы безвременпо по-, гибших в непосильной борьбе существова- ний, каждый вершок земли, па котором мы живем, напоен кровыо аборигенов и каждый глоток воздуха, каждая наша ра- дость отравлена мириадами безвестных страданий, о которых позабыла история». Но пессимизм ли это? В рассказе «Ле- бедь Хатынгая» (1892) Мамин пишет: «Лебедь Хатынгая, ты. боишься того, чего не существует... Смерть — это ког- да ты думаешь об одном себе, и ее нет, когда ты думаешь о других. Как это про- 'о, Лебедь Хатынгая!.. С о з р е в ш и й п л о д п а д а е т п а з е м л ю — р а з в е э т о с м е р т ь ? » Так тепло и проникно- венно сказать пессимист не может. Здесь чувствуется глубокая, изнутри идущая, а но надуманная любовь к жизни и вера в жизнь. И приведенное выше рассужде- ние о всеобщем пожирании в живой при- роде Мамин снабжает замечательной кон- цовкой: «В э т о м к о н ц е р т е у н и ч- т о ж е н и я д р у г д р у г а т в о р и т с я т а й н а ж и з н и » . Приведенные цитаты неслучайно выр- ваны мною из текста. Именно эти отрыв- ки Мамин сам сообщил в альбом В. А. Ни- \кольского «Сто русских писателей» (СПБ. f |1904), как характерные для своего твор- чества. Эти высказывания Мамина очевид-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2