Сибирские огни, 1940, № 1

ление Мамин рисует неудачным .— все переселенцы, во главе с тем же Титом Горбатым, возвращаются с «вольных зе- ке ль» обратно на завод. Весьма характер- ны для позиции Мамина слова Тита Гор- батого о причинах возвращения пересе- ленцев на завод: «Своя неустойка вышла. С т а р и к и и с т а р у х и х в а л я т ж и т ь е , а мо- л о д н я к з а б у н т о в а л . . . Г л а в н а я н р и ч и н а в м о л о д н я к е». Этими словами Тита Горбатого Мамин подчеркивает крушение «власти земли», которая гипнотизирует только стариков и старух, когда-то насильно оторванных от земли. М о л о д е ж' ь т а к о й в л а с т и не ч у в с т в у е т и т я н е т с я к з а в о - цу. Рабочий быт ей роднее. Правда, Тит Горбатый примитивно сводит все дело к избалованности баб, молодых снох: «Бабам ситцу подавай, а другие бабы чаю требо- вают»; но на то он и Тит Горбатый. Ма- нии, а вслед за ним и читатель, понима- ет, что дело тут не в ситцах и чае, а в тех более п е р е д о в ы х ф о р м а х з а - в о д с к о й ж и з н и , о т к о т о р ы х п е к о ж е т о т к а з а т ь с я м о л о д е ж ь . Разложение патриархального быта де- ревни под влиянием неудержимого шест- вия капитала Мамин изображает в мрач- ных тонах, но отнюдь пе по сочувствию патриархальному быту, для изображения которого Мамин находит соответствующие безотрадные краски. П и с а т е л я т е р - з а ют б о л е з н е н н ы е ф о р м ы л о м- ки э т о г о б ы т а , н е к у л ь т у р - н о с т ь д е р е в и н , г о т о в о й с п и т ь - ся у п е р в о г о д е ш е в о г о к а б а к а ( «Хлеб» ), б е с ч е л о в е ч н о с т ь к а - п и т а л и с т и ч е с к и х х и хц н п к о в, н а р о д н ы е с т р а д а н и я . Но все это цалеко от народнической идеализации де- ревни, это — д е м о к р а т и ч е с к и й г у м а н и з м. К. Боголюбов, много напутавший в сво- IX комментариях к роману «Три конца», пишет, что «Голиковский ненавистен пи- сателю, как представитель новых поряд- ков, нового промышленно-капиталистиче- ского уклада, идущего па смену патриар- хально-земледельческому». Трудно приду- мать более г р у б о е и с к а ж е н и е идеи Мамина! Голиковский пенавистен писате- лю совсем по другим причинам: к а р ь е - р и с т до мозга костей, бездушный делец, жестокий в отношениях с рабочими, он сверх того, б л и з о р у к и й п т у п о й х о з я й с т в е н н и к , д е з о р г а н и з о - в а в ш и й к р у п н о е п ро м ы ш л е н- п о е п р е д п р и я т и е . Оп не понимает того, что вследствие его тупости и пера- счетливости, как говорит Лука Назарыч, «сила уходит, капитал». Это не повый тип нромышлйИНМа," "а новый, чиновничьего типа, вредный нарост па уральской про- мышленности. Один из наиболее обаятельных в твор- честве Мамина образов Надя Бахарева, дочь заводчика, увлеченная просветитель- ными идеями, говорит далеко не ио-народ- нически: «Что-то хорошее, новое, силь- ное чувствуется каждый раз, когда смот- ришь на заводское щ щ щ в о » . Обычно критики делают особенно силь- ное ударение па Сергее Привалове. Дей- ствительно, Сергей — убежденный народ- ник. Оп не только мечтает о народном благе, но и делает конкретные шаги для проведения в жизнь своих народнических планов борьбы с капитализмом. Мамин рисует Привалова искренним, честным и вообще хорошим человеком. Это кажется весьма убедительным доказательством на- роднических симпатий Мамина. Но нзвест- по, что Мамин несколько раз переделы- вал «Приваловские миллионы» по требо- ванию Скабичевского, дружественно отно- сившегося к народничеству. Вследствие неизученности рукописей Мамипа мы но знаем, в чем заключались переделки этого романа, однако есть основания предпола- гать, что С к а б и ч е в с к и й и о д с т р и- г а л р о м а н и о д н а р о д н и ч е с к и й с т и л ь. Неспроста Мршн сохрапил на всю свою жизнь неприязненное отношение к Скабичевскому. В 1893 г. Мамин писал своей матери: « М н о г о к р о в и он ис- п о р т и л м н е р а н ь ш е , т . е . С к а б и - ч е в с к и й, а теперь хвалит. Благодарю бога, что я пережил свой литературный критический период без всякой посторон- ней поддержки и пробил порогу себе сам.». Свое неприязненное отношение к Скаби- чевскому Мамин в иронической форме пы- тался выразить и в предисловии к расска- зу «Черты из жизни Пепко». по это пре- дисловие но появилось в печати, — оче- видно оно было снято Михайловским, на- печатавшим этот рассказ в «Русском богатство» (1894) . 1 Но как пи подстригал Скабичевский «Приваловские миллионы», он не мог окончательно вытравить антинародпнче- скую сущность этого романа. Искренний, • 1 Неопубликованное предисловие Мамина хранится в Гос. лит. музее в Москве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2