Сибирские огни, 1940, № 1
народнических иллюзий. Глядя на сборище капиталистов, Привалов думал: «Эта страшная сила клокотала и бурлила, как вода в паровом котле: вот-вот она выр- вется струей горячего пара и начнет во- рочать миллионами колес, валов, шестерен и тысячами тысяч мудреных приводов». «Это целое, i— добавляет автор, —>бы- ю неимоверно велико и влекло к ce6(v такой неудержимой силой... Далее злобы й 1 этому целому Привалов не находил в се- бе: она являлась к о л о с с а л ь н ы м ф а к т о м , к о т о р ы й б ы л п р а в с а м по с е б е , в с и л у с в о е г о с у щ е - с т в о в а в и я»... «Картина! — вторил Привалову его приятель адвокат Веревкин. — Вот наша будущая буржуазия, которая тряхнет лю- безным отечеством по-своему... С и л и щ а , б а т е н ь к а , с т р а ш н е й ш а я ! » Мамин подчеркивает эту стихийную, не- удержимую силу победного шествия рос- сийского капитала. Оп в многочисленных своих произведениях показывает, как рос- сийская буржуазия встряхивает застояв- шийся Урал, пе стеспяясь никакими сред- ствами, пе останавливаясь ни перед каки- ми преградами, пе брезгая никакими под- лостями. «Денег! Денег — и только денег!» — как' бы кричит необ'ятпая толпа оголте- лых хищников. Ради денег топчется честь, рвутся семейные и друлееские связи, наси- луют, грабят, убивают, идут на всяческие преступления,- А разоряясь при неудачных спекуляциях, сходят с ума или кончают самоубийством. И Мамин пишет: >— «По- всюду обломки, и из-под пих слышатся стопы пришибленных и раздавленных лю- дей или ликующие возгласы тех, кто ус- В творчестве Мамина мы видим беспо- щадную критику капитализма. Это было как будто созвучно народническим стрем- лениям поверпуть вспять или, по крайней мере, преградить пути развития капита- лизма в России. И с давних пор, с пача- Тга 900-х годов, в литературе укрепилось мнение, что Мамин критиковал капитали- стическое > общество с народнических пози- ций, защищая патриархальную самобыт- ость. Эту точку зрения в последние го- ;|ы особенно энергично развивали редакто- ы и комментаторы новых (уральских) из- даний «Собрания сочинений» Мамина — т. т. Ладейщиков и Боголюбов. Так, па- пример т. Ладейщиков' в предисловии к трем последним томам пятитомника Ма- мина писал, что «По своим выводам он (Мамин) был народником, и ограничен- ность, мелкобурлеуазная либеральность народнических взглядов на капитализм о т р и ц а т е л ь н о о т р а з и л а с ь па его произведениях». Эта лее мысль разви- вается и варьируется во всех коммента- риях к произведениям Мамина. Такое лее освещение Мамина дано в болыпипстве юбилейных статей о Мамнпе в 1937 г. 1 Правда, одналеды в начале своей лите- ратурной деятельности Мамин сам писал к родным, что оп чувствует . себя ближе к пародпикам, а из них ближе к Глебу Ус- пенскому. Правда, таклее, что Мамин в 90-х годах вошел в круяеок «Русского богатства» и до копца своей леизпи оста- вался в нем. Оп был в тесной дружбе с Михайловским. Но все это мало показа- тельно. Никакой другой более близкой ззглас тех, кто yc-i И л я М а ™ ' литературной группы в то пел уже нажиться п приспособиться». У Г р е м ? п е б ы л о ' Примкнуть к нововремен- т цам (во главе с Бурениным) или к «Рус- скому вестнику», к славянофилам, Мамин Капитал все ломает и всё ШГупает. Устами Прозорова в «Горпом гнезде» Ма- мин говорит: — «Наука, святая паука — и та по- шла в кабалу к золотому тельцу». — «Проституцией заражена паука, про- ституция в искусстве, в нарядах, в мыс- ли». -— говорит Мамин устами того же Прозорова. Страшные, омерзительпые картины мо- рального разложения под влиянием «вла- сти капитала» рисует Мамин. Все жизнен- ные устои рушатся, как карточный до- иик. И этот процесс несется с такой бе- шеной быстротой, что люди опомниться не могут, как он захватывает n i в свой круговорот. не мог в силу своего радикализма (от них он всегда дерлеался в стороне). Оп не мог примкнуть таклее к бурлеуазпо-либераль- ной группе «Вестника Европы» и «Рус- ской мысли», в силу своего демократизма. С народниками Мамина сблилеала тяга к пароду. Но Мамин писал, что он б л и ле е к народникам ( т о л ь к о б л и ж е ) , а степень близости — вещь весьма относи- тельная. И недаром он подчеркивал бли- зость имеппо, к Глебу Успепскому (народ- 1 Насколько известно, т.. Ладейщиков недав- но изменил свою точку зрения на Мамина, но его самокритики в печати еще не было, и его предисловия и комментарии все еще обра- щаются среди читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2