Сибирские огни, 1940, № 1
И. В. 3d обнов у ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ МАМИНА-СИБИРЯКА К вопросу о пересмотре традиционных взглядов на него 1 «Умер яркий, талантливый, сердечный писатель».' — Так писала о Д. И. Ма- мипе-Сибиряке дооктябрьская «Правда» в некрологе. Этот яркий и сердечный писатель уже давно привлекает к себе читающие массы, для которых он стал одним из любимых писателей. Книги Мамина, до дыр зачи- танные в массовых библиотеках, являются лучшим показателем читательской любви к нему. Эта любовь неоднократно отмеча- лась в печати, начиная с 90-х годов. Но тогда, как читающая масса с увлечением шла к Мамину, критика от него отворачи- валась. При жизни Мамина, за все 30 лет его литературной деятельности, о нем бы- ло напечатано только 4 статьи и песколь- ко кратких рецензий. В упомянутом нек- рологе «Правда» писала, что «журнальная и газетная критика последнего времени, усердно занимавшаяся Арцыбашевыми и Кузьмиными, з а м а л ч и в а л а этого яр- кого писателя». Замалчивание Мамина наблюдалось не только на закате его жизни, по и в период наивысшего под'ема его литературной деятельности. Еще в 1893 г. П. К. Михайловский в одной из своих рецензий писал о Мамино: «Талант чрезвычайно сильный и пло- довитый, он до сих пор почему-то но остановил на себе внимания литератур- ной критики. Его имя принадлежит к числу самых почтенных и интересных для читателей литературных имен, по критика его обходит». Однако и сам Михайловский, несмотря на свою многолетнюю дружбу с Маминым, несмотря на то, что Мамин входил в пи- сательский кружок «Русского богатства», также упорпо замалчивал Мамина, и только как бы случайно обронил две ре- цензии па рассказы Мамина. Такое замалчивание (даже со стороны друзей), разумеется, не было случайным. О причинах проговорился тот же Михай- ловский. В цитированной рецензии он от- мечает, что критика «с н е д о у м е н и - ом» относится к Мамину, что творчество Мамина «пе у к л а д ы в а е т с я в о б ы ч - н ы е р а м к и п а ш е й б е л л е т р и - с т и к и и н а ш е й ж и з н и » . Это при- знание Михайловского чрезвычайно . важ- но: Мамин не укладывался в рамки обыч- ных представлений бурясуазной и мелко- буржуазной, в том числе и народнической, критики. В 80-х и 90-х годах допевало свои старые мотивы последнее поколение дво- рянских писателей; еще прочны были традиции народнической литературы; по па смену подслащенному мужичку в лите- ратуру входил размагниченный реакцией интеллигент со своим нытьем и исканием смысла жизни; вместе с тем расцветал символизм с его отрешенностью от всего реального. Мамин пришел в литературу с другим материалом, ничуть пе похожим на то, чего хотела критика. Он показывал реаль- ную жизнь без прикрас, говорил собствен- ным языком и полным голосом. «У нас появилось много новых чувст- вований, идей и стремлений, — писал в 1891 г. во поводу «Трех концов» Мами- на буржуазный критик В. Л. Гольцев в «Русской мысли», — нас волпуют инте- ресы настоящего и ближайшего будущего. Мы ищем в современном романе ответа на эти вопросы, и з о б р а ж е н и я р о д- с т в е н н ы х н а м по д у х у и д е й-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2