Сибирские огни, 1939, № 6
Марья осторожно влила в рот Юля не много теплого молока и покрыла одеялом обнажившиеся детские плечики. Зарянка сидел на низкой скамейке у кровати. Ему казалось, что весь мир ушел очень далеко и между миром и Зарянкой было иустое, серое пространство. ГЛАВА ЧЕ ТВ ЁР ТА Я ' \ , 32 Карпухин ломал голову над вопросом, почему Карганеев вывез с Малочи так много товаров и почему в поселок напра вили какие-то жалкие ошметки. II('.понят но, что делал Захаров, почему он допу стил такую несправедливость. Эвенки, заглядывая в поселок, сообщали, что в тайге бродят еще вооруженные шайки бандитов, на стойбищах полностью власт вуют старшины н князьки. С каждым днем все резче проявлялись несогласия между членами ревкома. При везенное с другого берега было частью роздано бедноте. Большая часть лежала в запасе. Иетряков, а через него и все за житочные требовали поголовного дележа цобычи. Филипп Карпухин молча поднес к лицу Петрякова свой огромный кулак. — Я тебе заранее скажу, Ефим. Пусть твоя родня на товары пе зарится. Голову разобьем каждому, кто сунется. Иетряков зло блеснул глазами. — Еще как поделим-то, Филька, за мое почтение. Твоих голодранцев голой рукой возьмем. — Это кто же возьмет? — Известно, кто. — А все-таки? — Да что ты прицепился? Т ы шибко- то не командуй. Вот твоя гольтепа идет, да тунгусье, над ними и куражься. Пререканиям Карпухина и Петрякова' помешал приход Зарянки во главе неболь шой группы мужиков. Зарянка убеждал их: — Богатый не хочет, чтобы пушнину на Малочу сдавали. Богатый хочет сач сдавать продукты, товары получать, а по том охотникам товары давать, себе в ам бар копить да копить. Не дадим богатым товаров. Вот, кто пойдет в лес, кто бу дет пушнипу таскать, дадим все. Правиль но я говорю? Слепой старик Кузьмичев, сидевший все время в ревкоме и слушавший спор Кар пухина с Петряковым, одобрительно кач нул головой. — ьот, мужики, умственный тунгус. Правильный человек. Его горячо поддержали: — Верно, дедка. Зарянка правильно говорит. Хватит с пас мыкаться да кла няться Нифонтову. Карпухин подошел к Кузьмичеву. — Л дальше как жнть, дедка, думаешь? Как мужикам жизнь устраивать? Слепой торжественно встал. Он низко поклонился всем. Смешливый Афоня Дол гих тихонько фыркнул. Кузьмичев строго обратился к нему. — Ты , парень, не знаешь, почему я ми ру кланяюсь. А кланяюсь я потому, что пришлось мне дожить до времепн, когда мужики сами свою жизнь определять на чали. Всем водомо, откуда поселок наш пошел. На Лену ямщиков с жилухи за сылали, потом в тайгу за белкой да за золотишком продвигаться стали, потом наш брат поселенец заявился да полити ка. А дальше так пошло. Горбачи да спир- тоносы с капиталами стали. Посельга, как нас называли, спину гнула свою для них. Вот кланяюсь за то миру, что посельги нет и горбачей не будет, а меня, старого пйоелеица, на миру спрашивают, как жить надо. А третий мой земной поклон всем — это до земли дойти. Детушки, на землице надо работать. На пей вся кре стьянская жизнь стоит. Филипп с загоревшимися глазами об вел собравшихся. — Вот и моя думка такая, товарищи. За землю надо приниматься. Афоня Долгих присвистнул. — В тайге-то! Карпухип подтвердил: — В тайге да в морозе. Пшеницы ие будет, рожь будет. Мысли о земле всколыхнули всех. Пе один из мужиков мысленно перенесся в ту далекую пору детства, когда с отцом он шел за плугом или сохой, когда весе ло убирали хлеб. Поля с высокими вол нующимися колосьями. Готовые скирды.) Первые семена, брошеепые в дымящуюся восеннюю землю. Эх, сколько рук заче салось при словах Кузьмичева и Карпу- •хипа. Филипп продолжал: — Мы за землю возьмемся. Власть даст нам и семяп и все, что падо. Но спа- чала надо обмозговать другое. С Малочей связаться надо, да свои запасы пуще гга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2