Сибирские огни, 1939, № 4
ликого государя казною, а друковать (т. е. печатать — Б. Ж .) буквари, часословы, ма лые и псалтыри», но царского согласия на это не последовало. Первая в Сибири ти пография была устроена в Тобольске куп цом Василием Корнильевым только в 1789 г., на основании указа 1783 года о «вольных типографиях». Типография эта просуществовала до 1796 г., когда все «вольные» типографии, за очень немноги ми исключениями, были закрыты прави тельством, испугавшимися «распространения вредных идей» Радищева и Новикова. Первой книгой, отпечатанной тобольской типографией Корнильева, была переводная (с французского) повесть «Училище люб ви» (при чем книга эта прошла двойную цензуру — светскую и церковную, в лице цензора — монаха). Журнал «Иртыш, пре вращающийся в Ипокрену» печатался так же в типографии Корнильева. Журнал издавался «от Тобольского глаз ного народного училища», основанного то же в 1789 г., выходил он до конца 1791 г. ежемесячно небольшими книжками в 8-ю долю листа. Каждый выпуск содержал от 31/в до 5'/г печатных листо;в. Всех книжек за два с половиной года вышло 34, т. к. в 1790 г. в издании журнала был длитель ный перерыв. Тираж журнала составлял 300 экземпля ров, постоянных годовых подписчиков в 1791 г., на третий год издания, было толь ко 106. В числе подписчиков значились три казенных учреждения, два архипастыря, трое военных, 151 чиновник, '20 купцов, трое мещан из ссыльных и даже двое кре стьян («заседатели» сельских судов, т. е. по существу, должностные лица). Но было бы неверно делать отсюда вьь вод относительно любви старых сибирских чиновников и купцов к чтению. Журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену* был казенным изданием и распространял ся полупринудительным порядком, под сильным давлением начальства. Правитель дел Тобольского наместничества А. В. Алябьев официально предлагал комендан там, городничим и исправникам «оказы вать содействие в распространении журна ла», те нажимали на своих чиновников и купцов, связанных подрядами с казенными учреждениями, — и воля высшего началь ства исполнялась: просвещение внедрялось в старое сибирское чиновничье-купеческое «общество» при помощи начальственного предписания. Среди подписчиков на «Ир тыш, превращающийся в Ипокрену» едва ли десяток были добровольными. Неразошедшиеся по подписке экземпля ры журнала раздавались ученикам Тоболь ского народного училища в виде награды за учебные успехи. Естественно, что в та ких условиях журнал не мог существовать и прекратился на третьем году издания. По своему содержанию «Иртыш, превра щающийся в Ипокрену» не имел никакого отношения к местной сибирской жиэни. Главной целью журнала было, как изме нялась редакция, «доставить учителям свойственное званию их упражнение, по средством коего достигали бы они даль нейших способностей, к вящему усовер шенствованию столь изящного заведения». В журнале noi-мещались главным образом «литературные» и «ученые» упражнения учителей и учеников Тобольского народно го училища, а также переводы с ино странных языков, сделанные этими же лиг цами. К числу этих произведений относились речи, произнесенные учеными наставника ми тобольского юношества по различным торжественным поводам; «философиче ские» сочинения: «Нечто о человеке», «Не что к состоянию людей относящееся»; переводные статьи «Из основания Ньютоно вой философии», «Краткое изложение аст рономических открытий»; переводные по вести «Караибская любовь», «Пастушеская жалоба», «Азем или счастливый отшель ник», «Злосчастное дружество или история Абдалы» и т. д. «Ученые» статьи носили отвлеченно-умозрительный характер и ни как не были связаны с текущими потреб ностями торговой и промышленной жизни Сибири, литературно-художественная часть журнала также не строилась на местной, сибирской тематике и не обладала «мест- ным колоритом». Поэтические произведения, помещенные в «Иртыше, превращающемся в Ипокрену», также страдали слишком большой отвле ченностью и свойственной .поэзии X V III ве ка гиперболичностью. Вот, например, от рывки из «Оды Иртышу, превращающему ся в Ипокрену», напечатанной в январском номере (журнала за 1790 год: «Какими чистыми струями, С блаженством купно наших дней, Иртыш, течешь ты между нами! Тебе счастливый днесь храм сей Хвалы возможны соплетает; В тебе блаженство созерцает Полночная страна свое: Дивится зря сию премену, Что, превращаясь в Ипокрену, Лиешь блаженство на нее...» Далее в оде воохваляется будто бы на ступивший в Сибири «золотой век» просве щения и «благая матерь чад своих» Ека терина II. Воя ода представляет собой за урядный образец «хвалебно»-подхалимско- го сочинительства плохих поэтов X V III ве ка. Кроме торжественных од и слезливых элегий, в «Иртыше» печатались нравоучи тельные басни, иногда не лишенные эле мента — правда, очень робкого — обще ственной сатиры. Тобольский прокурор Иван Иванович Бахтин, любитель наук и изящной словесности, обличал в стихах помещиков-крепостников: «что за скотов подобных вам приемля, ни бедных жало бе, ни воплю их не внемля, употребляя власть вам данную во зло, на всяк час множите несчастливых число!» Так как в старой Сибири помещиков почти не было, то обличения человеколюбивого прокуро- ра-стихотворца следует относить скорее к сибирским чиновникам-лихоимцам, искоре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2