Сибирские огни, 1939, № 4
Омулевский подчеркивал самыми разнооб разными чертами: польская национальность Жилинского, имя его (Люблинский — Юли ан Казимирович; Жилинский у Омулевско- го носит имя Казимира Адамовича) и др. Несомненно с его дочери срисован и образ Христины Казимировны Жилинской. Стар шую дочь Люблинского звали также Хри стиной, Ямушкин в данном письме упоми нает о ее красоте и о некоторых чертах характера, позволяющих особенно реши тельно связывать с ней Христину из рома на. Правда, (посвящение .к переводам «Со нетов» Мицкевича называет другое жен ское имя: Марию Осиповну Остоловскую, но, как обычно у Омулевского, в одном образе сливаются черты нескольких реаль ных прообразов (как иапр. в Варпунине), — основные же черты облика Христины несо мненно воспроизводят подлинный облик до чери декабриста Люблинского. Комментарий выполнен довольно тща тельно, шорой с излишней даже скрупулез ностью. Едва ли нужно объяснять читателю специального тома о декабристах кто та кой А. С. Пушкин. Между там к этому имени комментатор считает необходимым сделать следующее «пояснение»: «А. С. Пушкин (1799—1837) — поэт, беллетрист, историк, критик, издатель» (стр. '543). Едва ли в издании такого типа нужно распро страняться о том, кто был Лжедмитрий I и какие гипотезы высказывали по этому по воду историки, — забавно, что в письме Батенькова (которое комментируется в дан ном случае) о Лжедмитрии 1-м вообще нет никакого упоминания, —- он говорит толь ко о Григории П-м, т. е. — втором Лже дмитрии, так называемом «Тушинском во ре». Примеров таких излишних и вовсе ненужных комментариев Можно привести большое количество. Встречаются порой и прямые ошибки. На стр. 200 читаем: «Лунин во время пребы вания на поселении вел переписку с се строй и в своих (Письмах высказывал от кровенно свое отрицательное отношение к правительству». Таким образом, коммента тор рассматривает знаменитые «Письма из Сибири» только как частные письма к се стре, между тем «Письма из Сибири» -- не. что иное, как целостное литературное произведение, своеобразный политический памфлет, переданный в лирической форме писем изгнанника. Недаром эти «частные» письма имели такой большой резонанс и распространились в многочисленных спис ках. Такие списки делались и в России сестрой Лунина и в Сибири декабристами и их друзьями. На стр. 87—88 опубликована 'ценнейшая «Записка Аполлона Веденяпина об опытных посевах гималайского ячменя»1{№34, из Ки- ренска). «Печатаемая записка,—'Справедли во замечает комментатор, — иллюстрирует размер посевов Веденяпина и природные условия, при которых ему приходилось ра ботать. Она является ценным дополнением к тому, что уже известно о пребывании Веденяпина «а поселении». «К сожалению,— добавляет он, -— неизвестна причина ее составления» (стр. 88). Однако, мне думает ся, в той же книге имеются данные, кото рые позволяют объяснить ее происхожде ние. На стр. 189 приведено упомянутое вы ше письмо М. К. Кюхельбекера к иркут скому гражданскому губернатору о состоя нии хозяйства местного края. Это письмо явилось результатам сделанного ему адми нистрацией поручения обследовать местный край в сельскохозяйственном отношении. Н. П. Чулков полагает, что такое поруче ние имело чисто индивидуальный характер, публикуемая записка Веденяпина позволяет думать, что подобные поручения имел ряд декабристов, — и это- вписывает новую страницу в историю пребывания декабри стов в Сибири и значительно обогащает наши сведения о той роли, которую сыгра ли они в познании и изучении страны. М. Азадовский. БОЛЬШЕВИК КОСТЮШКО-ВАЛЮЖАНИЧ 2 марта 1906 г. царский палач-каратель Ренненкампф расстрелял руководителей Чи тинского восстания девятьсот пятого года, в том числе мужественного большевика Антона Антоновича Костюшко-Валюжанича. Он умер с обращенными к солдатам сло вами, горящими неистребимой верой в пра воту дела большевиков: «Братья солдаты, мы умираем в борьбе за свободу и лучшее будущее всего русского народа. Знайте, придет день...» 0 короткой, но насыщенной яркими боль шевистскими чувствами, мыслями и делами жизни этого человека рассказано в книж ке А. Ольхона «Большевик Костюшко-Ва- люжанич», изданной иркутским областным издательством, i 1 А. О л ь х о ч. Большевик Костюшко- Валюжанич. Ирк.^ обл. из-во, 1939 г., стр. 68, ц. 40 к., пер. 1 ip. Антон Костюшко — сын подполковника, воспитанник псковского кадетского корпу са и аристократического петербургского Павловского военного училища. Еще в ка детском корпусе у Антона Костюшко, под влиянием рассказов «вечного солдата» дядьки Дементьича о бесправной, полу голодной жизни народа, родились мощные чувства любви к нему. И он решил при близиться к народу, порвать с дворянско- аристократической средой, поступить по окончании кадетского корпуса в универси тет. Внезапная смерть отца вынудила Антона Костюшко, ради поддержания материально го равновесия семьи, пойти в Павловское военное училище. Но, став «павлоном», Ко стюшко в то же время <тес.но связывается с революционным 'студенчеством, зачиты вается нелегальной литературой и, наконец, поступает вольнослушателем курсов Лес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2