Сибирские огни, 1939, № 4
турным ростом, Кучияк взялся за перо, чтобы по примеру народных песен вос петь в стихах то, что наполняйо его сердце и просилось в песню. Кучияку не легко было начинать 'свой литературный путь. Перед ним не было литературных образцов. В истории алтай ского народа он был первым литератором. Еще совсем недавно не было даже ли тературного ойртокого языка, не было грамматики, не было письменности. Ал тайский народ был почти поголовно не грамотным. Об этом, между прочим, быту ет в пароде чрезвычайно остроумная ле генда. В ней рассказывается о том, что на Алтае была некогда одна! книга, ко торую народ очень любил и бережно ох ранял. Но однажды обладатели этой кни ги переезжали через реку. Вода в тот год- была высокая. И когда всадники бы ли па другом берегу, они увидели, что книга промокла. Они положили ее посу шить, а сами легли и заснули. В это вре мя подошла корова и с’ела книгу. В Ойротии не было письменной литера туры и народ заменял ее устным твор чеством. На алтайском языке никогда и никто не писал стихов, но были народные песни. Кучияк начал учиться на этих пес нях так же, как сочиняя! свои легенды, он учился иа старинных образцах герои ческого эпоса. Учеба на первых порах была не крити ческой. В первых егостихах не было ни чего своего, индивидуального. Единствен ным композиционным приемом Кучияка было контрастное сопоставление новой жизни со старой. Он злоупотребляй .одни ми и тем же образами# и эпитетами, заимствованными из фольклора. Паралле ли и повторы, па которых почти целиком .строится народная песня, Кучияк полно стью перенес в свои стихи. Все это было в какой то мере издерж ками роста, неизбежным этапом учебы. Сейчас этот период пройден, поэт нашел свой голос, свои образы. Тема Павла Кучияка, которая проходит через все его последние стихи, — это человек и природа. Основное настроение его поэзии, его поэтическое чувство — чувстто хозяина Алтая, преобразователя и украшателя его. Наиболее' ярко этот лейтмотив его поэзии выражен в стихо творении «Алтай»1: 1 С алтайского перевел И. Мухачев. Пролетает песня над тобой, Нет ни слез, ни жалоб в песне той. Тот пастух, что был нуждой томим, Нынче стал хозяином твоим. Для него ты широко раскрыл Все, что прежде в недрах гор таил: Золотые по ручьям пески, По откосам черных руд куски. Видишь, чувствуешь, что ты любим Молодым хозяином своим. И недаром красоту твою В песнях, сказках славят и ноют. Вот и я, бродя из края1в край, В честь твою пропел, родной Алтай! Природа Алтая — исключительно кра сива, девственна и величественна. Горы Алтая древни и богаты, озера многовод ны, реки стремительны, водопады шум ны, алтайские луга — безграничны. В складках гор и увалах — непроходимые заросли ягод. Весной по долинам и уще льям гор ветер разносит топкими струй ками пьянящий аромат черемухи и кре мового шиповника. Природа Алтая давала! великолепные краски поэтическому воображению парода и он чудесно воспел ее в своих легендах. Но в жизни алтайцы не только не были хозяевами природы, они боялись ее, жи ли в постоянном страхе перед нею. На перевалах через гарные хребты ал тайцы клали пирамидой камни или при вязывали ленточки к деревьям — подарок горному духу, который, если его не за добрить, может не разрешить спуститься вниз, столкнет коня с обрыва пли сбро- сигг сверху камень. Самую высокую гору Алтая — Белу ху — они овеяли грозными легендами, и ни один алтаец не только не смел взойти на пее, по даже приблизиться к ней. На Алтае вечно живая и кристалличе ски чистая вода. Но алтайцы боялись умываться ею, считая, что она навсегда уносит счастье;. Ягоды оставляли гнить на корню, цветы пе собирали. Алтаец не мог наслаждаться красотой своей горной природы. Она была для не го непонятна и грозна. Самая мощная и красивая река Ойро- тии — Катунь. Кучияк нашел замеча тельные краски в обрисовке этой реки: Если с берета на тебя погляжу — Ты походишь на бело© пламя. Размываешь ты синий песок, Лижешь синие камни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2