Сибирские огни, 1939, № 4

жет быть поступок Эзе подготовлен пре­ дыдущим повествованием? Да, Эзе в изо­ бражении Кучияка — передовая алтайка. Но как она стала передовой, почему и как она так легко переступает старинные обычаи, порывает с новериями, писатель не показывает, не раскрывает В .рассказах Кучияка нет резко очер­ ченных типов, глубоко нарисованных ха­ рактеров. Это вторая его слабость и для художника слабость немалая. Перед нами мелькают имена пастуха Темира Амырова, предколхоза Керек Иова, девушки Чейнеш, батрака, а потом командира конных разведчиков Кара, ста­ рика Чалпана и многих других. Автор со­ общает много интересного о их работе, знакомит с их' биографиями. Но разумеет­ ся, всего этого недостаточно, чтобы перед! читателем встали живые люди. Мы не видим их индивидуальных особенностей, их психологии. Автор ограничивается толь­ ко пунктирной наметкой образа, а не да­ ет его во веем полнокровии. * ** А. М. Горький мечтал о расширении по­ ля зрения советской литературы. «Ста­ рая наша литература,— писал он в 1930 году, — была по преимуществу литера­ турой Московской области. Почти все классики и многие круппые писатели на­ ши были уроженцам1» Тульской, Орлов­ ской и других соседних с Московской гу­ берний. Жанр и пейзаж — быт п приро­ да — в которых литераторы воспитыва­ лись, довольно однообразны. Решающие впечатления детства были ограничены действительностью Московской области, и эта узость поля наблюдений определен­ но отразилась впоследствии на творчест­ ве классиков... Урал, Сибирь, Волга и другие области остались вне поля зрения старой литературы». В своей литературной деятельности практического работника и организатора литературы Алексей Максимович добивал­ ся расширения «поля наблюдения» лите­ ратуры, охвата ею всей действительности нашей огромной и многонациональной страны. «Я не навязываю художествен­ ной литературе, — писал он, —• задач «краеведения», этнографии, но все же литература служит делу познания жизни, она. — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широко охвати­ ла она действительность свою, этот воп­ рос может быть поставлен». Мечты А. М. Горького осуществились. Советская литература охватила всю стра­ ну. Русские писатели берут «в поле своих наблюдений» и центральные области РСФСР, и ее окраины, и национальные республики, и далекие автономные обла­ сти. Кроме того, общий фонд советской литературы обогатился произведениями писателей, выросших в национальных рес­ публиках и областях. Достижения лите­ ратуры каждого народа превратились в достижения всей страны, всего Союза. Произведения Павла Кучияка открыли перед читателем жизнь целого народа. Он показал ему «жанр и пейзаж, быт и при­ роду» Ойротии. На его произведениях ле­ жит яркий колорит Алтая. Но этого ма­ ло. Мы вправо ждать от писателя следу­ ющего шага—-выйти за пределы быто­ визма, вывести свое творчество за преде­ лы только 'интересных эпизодов и свое­ образия) местного колорита. V II В первом сборнике произведений Павла Кучияка на русском языке, кроме прозы, печатаются его стихи. Это — «Зажглась золотая заря», «Арбачи»,. «Смерть Янар», «Аркьгт», с которым® мы уже познакомили читателя и цикл ого послед­ них стихотворений, который можно было бы озаглавить двумя словами: человек и природа. Кучияк пишет стихи около девяти лет. Первым толчком к поэтическому творче­ ству его были новы© народные песни. Раньше было раюпроЬтранено мнение, что несен в Ойротии нет. «Не любят пес­ ню алтайцы». Это, разумеется, глубоко не верно. Алтайцы любят песню, умеют ее петь и умеют ее складывать. Они — за­ мечательные импровизаторы. И как толь­ ко начала расцветать в Ойротии новая жизнь, стали бурно рождаться новые песни. Народ откликался песнями на все события нашей яркой жизни. Он стал петь о счастливой новой жизни, о социа­ листической родине, о дружбе народов, о любви к нашей славной, родной партии и мудрым вождям Ленину и Сталину. Ро­ дились песни о колхозах, о советах, о Красной Армии, пограничниках, комсомо­ ле, о радости социалистического труда. Восхищенный сказочным преображением своего края, его хозяйственным и куль­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2