Сибирские огни, 1939, № 4
жет быть поступок Эзе подготовлен пре дыдущим повествованием? Да, Эзе в изо бражении Кучияка — передовая алтайка. Но как она стала передовой, почему и как она так легко переступает старинные обычаи, порывает с новериями, писатель не показывает, не раскрывает В .рассказах Кучияка нет резко очер ченных типов, глубоко нарисованных ха рактеров. Это вторая его слабость и для художника слабость немалая. Перед нами мелькают имена пастуха Темира Амырова, предколхоза Керек Иова, девушки Чейнеш, батрака, а потом командира конных разведчиков Кара, ста рика Чалпана и многих других. Автор со общает много интересного о их работе, знакомит с их' биографиями. Но разумеет ся, всего этого недостаточно, чтобы перед! читателем встали живые люди. Мы не видим их индивидуальных особенностей, их психологии. Автор ограничивается толь ко пунктирной наметкой образа, а не да ет его во веем полнокровии. * ** А. М. Горький мечтал о расширении по ля зрения советской литературы. «Ста рая наша литература,— писал он в 1930 году, — была по преимуществу литера турой Московской области. Почти все классики и многие круппые писатели на ши были уроженцам1» Тульской, Орлов ской и других соседних с Московской гу берний. Жанр и пейзаж — быт п приро да — в которых литераторы воспитыва лись, довольно однообразны. Решающие впечатления детства были ограничены действительностью Московской области, и эта узость поля наблюдений определен но отразилась впоследствии на творчест ве классиков... Урал, Сибирь, Волга и другие области остались вне поля зрения старой литературы». В своей литературной деятельности практического работника и организатора литературы Алексей Максимович добивал ся расширения «поля наблюдения» лите ратуры, охвата ею всей действительности нашей огромной и многонациональной страны. «Я не навязываю художествен ной литературе, — писал он, —• задач «краеведения», этнографии, но все же литература служит делу познания жизни, она. — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широко охвати ла она действительность свою, этот воп рос может быть поставлен». Мечты А. М. Горького осуществились. Советская литература охватила всю стра ну. Русские писатели берут «в поле своих наблюдений» и центральные области РСФСР, и ее окраины, и национальные республики, и далекие автономные обла сти. Кроме того, общий фонд советской литературы обогатился произведениями писателей, выросших в национальных рес публиках и областях. Достижения лите ратуры каждого народа превратились в достижения всей страны, всего Союза. Произведения Павла Кучияка открыли перед читателем жизнь целого народа. Он показал ему «жанр и пейзаж, быт и при роду» Ойротии. На его произведениях ле жит яркий колорит Алтая. Но этого ма ло. Мы вправо ждать от писателя следу ющего шага—-выйти за пределы быто визма, вывести свое творчество за преде лы только 'интересных эпизодов и свое образия) местного колорита. V II В первом сборнике произведений Павла Кучияка на русском языке, кроме прозы, печатаются его стихи. Это — «Зажглась золотая заря», «Арбачи»,. «Смерть Янар», «Аркьгт», с которым® мы уже познакомили читателя и цикл ого послед них стихотворений, который можно было бы озаглавить двумя словами: человек и природа. Кучияк пишет стихи около девяти лет. Первым толчком к поэтическому творче ству его были новы© народные песни. Раньше было раюпроЬтранено мнение, что несен в Ойротии нет. «Не любят пес ню алтайцы». Это, разумеется, глубоко не верно. Алтайцы любят песню, умеют ее петь и умеют ее складывать. Они — за мечательные импровизаторы. И как толь ко начала расцветать в Ойротии новая жизнь, стали бурно рождаться новые песни. Народ откликался песнями на все события нашей яркой жизни. Он стал петь о счастливой новой жизни, о социа листической родине, о дружбе народов, о любви к нашей славной, родной партии и мудрым вождям Ленину и Сталину. Ро дились песни о колхозах, о советах, о Красной Армии, пограничниках, комсомо ле, о радости социалистического труда. Восхищенный сказочным преображением своего края, его хозяйственным и куль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2