Сибирские огни, 1939, № 4
Куреев. С тобой, Содон, мы еще выпь ем, а вот с этими1господами я никогда не пил и пить не буду! Барогош. О, злой человек! Пустить бы через твою кровать медведя, — сразу бы поумнел! Козуйт. Худая собака всегда лает. Куреев (насмешливо). Для волка лаю щая собака — всегда худая». Народными речениями автор пользует ся настолько свободно, часто и к месту, что можно со всей уверенностью сказать, что он заимствует их не из записной книжки, а дай являются! органичными его собственной речи. Часто и так же умело Кучияк исполь зует в своих произведениях народные сказки. Колхозный пастух Темир Амыров дове ден врагами до отчаяния: «Темир вдруг почувствовал, будто кто-то сильной рукой крепко сжал ему горло. Он готов был с разбегу удариться голо вой о жалу или броситься с утеса в ре ку- Высоко над лесом купался в густом воздухе бекас — небесный барашек. Рас топырив крылья, он стремительно падал вниз и перо его долго звенело. Казалось, что где-то в лесу блеял заблудившийся козленок. Темиру вдруг припомнилась сказка про небесного барашка. Каждую весну эта птичка сносила по четыре яй ца, из которых высиживала четырех птенцов. Целые дни она хлопотала около mix, без устали носила им корм. Птенцы быстро росли, а потом, во время короткой отлучки матери, бесследно исчезли. Дол го не знала птичка-мать, кто похищает ее птенцов. Но однажды ей удалось за метить змею, которая ползла из теплого, птичьего гнезда. — Опять я лишилась любимых де ток... — Маленькое сердце не могло вме стить безысходного горя. Несчастная мать взлетела высоко в небо, чтобы там горе свое выплакать. — У перепелки птен цов — в пастушью шапку не сложить, у коростеля — в мешок не собрать. А у меня, бедной, больше четырех птенцов никогда не бывало, да и те — змее на обед. О горя на камень упаду — разо бьюсь, о ледяную вершину ударюсь — умру. Кр-р-р-у-у!.. Кр-к-к-у-у!.. Малень кая птичка бросилась вниз, но над самы ми скалами вдруг задержалась, расправи ла крылышки. — Жить хочу! Жить хочу! — вскрикну ла она и опять взлетела высоко в небо. — Жить хочу! Жить хочу! — про шептали губы Темира—советская власть поможет 'мне найти правду...» Сказка, эта, припомнившаяся пастуху Темиру, прекрасно показывает душевное состояние Темира, когда он одинокий, за травленный лежал на камне около горной реки под звездным небом. Приведенная к месту, народная сказка заменяет иногда целые главы повество вания. Вот одна из таких сказок, кото рую излагает Кучияк в повести «Аза- Ялан». Председатель колрсоза «Новый путь» Керек-Йок долго не хотел ехать на курсы. «Как я оставлю колхоз, — думал он, — не управятся без меня». Его едва уговорили. Через год он возвра щается! с курсов и видит с горы свой раз росшийся цветущий колхоз. «— Вот летучая мышь... — невольно вырывается у него восклицание. — Где? — удивляется Зырянов. — Сказка у нас такая есть. Надоел зверям царь медведь, решили они пере избрать его. Об’явили всеобщее собрание, Все звери собрались, не являлась только летучая мышь. Послали за ней. Она в темном ущелье сидит, крылья-когти по скале распластала. «Почему на собрание пе яшляешься?» — спросили ее. «Не мо гу я днем летать, — ответила летучая мышь, — я скалу держу, без меня она обвалится». Вот так же и я тогда: «не могу ехать учиться, без меня колхоз раз валится». «Зырянову очень понравилась сказ ка» — заключает автор. Сказка эта не сомненно понравится всем читателям. Это очень остроумная! и поучительная сказ ка. Кучпяк часто использует в своих рас сказах старинные сказания, переосмысляя их и проекцируя в действительность со ветской Ойротин. Тот же Керек-Иок, лю буясь с горы своим колхозом, рассказы вает спутнику: «Родился у одного бога тыря сын. На второй день -своей жизни он сказал «мама». Через шесть дней вы говорил «отец», а через десять на ноги встал п пошел сражаться с врагами. И победил. Так вот и мы». Произведения Кучияка отличаются све жестью и своеобразием образов, сравне ний, метафор. У него зоркий глаз худож-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2