Сибирские огни, 1939, № 4
Против колчаковщины, против карако- румцев поднялась грозная волна парти занского движения. На помощь алтайско му народу приходят русские товарищи. Плотник Кареев (пьечса «Чейнеш») органи- зует в горах партизанский отряд. В доли не Аркыта (Аргута) храбро бьются крас ноармейские полки. В поэме «Аркыт» есть такое обещание поэта: «Мы о героях сложим песни». Ал тайский народ сложил эти песни. Песней о победах звучат и некоторые лучшие строфы поэмы Кучияка «Аркыт»: На высотах Алтая победно горит Знамя алое — Ленина знамя. Словно солнце второе, с вершины горы Вс© залило косыми лучами. Средь долин, на горах потеплело вдвойне, Посветлело вдвойне на Алтае. И так хочется петь о родной стороне, О жить© без постылого бая. Но свое1обещание Кучияк еще не вы полнил. Гражданская война на Алтае еще не нашла своего художника, героика ее не воспета, пафос ее не показан. В «Ар- бачи» Кучияк только упоминает о граж данской войне в чуть-чуть зарифмованных публицистических строчках. В другом про изведении — в пьесе «Чейнеш» она про ходит где-то за сценой, а в тексте о ней говорят только в порядке воспоминаний. Вот например, диалог: «Чейнеш. Мы вспоминали прошлое... Вспоминали нее, все... Я в сотый раз рас сказала ей, как мы шли с тобой трн года назад к красным партизанам, пита лись ягодами, кореньями деревьев, любо вались ночью звездами... Все... все... Как мы пришли к красным партизанам, как дрались с белобандитами, как встрети лись с Красной Армией... Ты, наверное, все это забыл... Кара. Разве можно, Чейн'еш, забыть са мого себя? Сейчас только, сид» вот здесь, я пережил опять все это». В Ойротип подросло новое поколение. Оно не участвовало в гражданской вой не, оно не может сказать: «А пом нишь, как мы дрались с белобандитами?» А оно должно знать о героических днях прошлого своего народа. Впереди предстоит еще много боев... Мы вправе ждать от алтайских писателей произведе ний п о героическом переходе отряда ЧОН через вершины Яломанских белков, и о многих других боях и походах, в которых сказались храбрость и мужество народа, во ля к борьбе за новую жизнь и уверен ность в победе. У Советская власть на Алтае была вос становлена вновь. И в дни, когда кое-где в горах рыскали еще белые банды, декре том ВЦИК была образована Ойротская автономная область. С того времени прошло семнадцать лет. До неузнаваемости изменились за эти годы люди и долины Алтая. Появилась алтайская письменность, алтайский те атр, густой сетью школ, библиотек и клу бов покрылась область. Полупатриархаль- ный Алтай с помощью русского народа, под руководством коммунистической пар тии строит социализм, минуя капитали стическую стадию развития. Люди перешли на оседлость, создали колхозы, воздвигли новые села и города, через горные перевалы провели автомо бильный тракт, через реки перебросили мосты, построили гидростанции, маслоза воды, автобазы. Ойротская автономная область — это чудесное творение национальной полити ки Ленина — Сталина. Увидеть в худо жественной литературе результаты этой политики — естественное желание и по требность каждого советского человека. За последние семь — восемь лет в Ойротии побывало много залетных лите раторов. На книжном рынке появился ряд книг и статей об Алтае. Мы терпеливо пе речитали их одну за другойи — увы! — не нашли в них отв!ета на наш воп рос. Больше того, в некоторых! из этих книг звучит что-то уж слишком странное для уха советского человека, даже чудо вищное — неприкрытая тоска по ушед шей жизни. Да, оказывается есть такие литерато ры, которым жаль уходящие в прошлое дымный аил, и таялгу — ободранную кон евую шкуру, повешанную на жерди после, жертвоприношения, и глиняную посуду, и вшивую рубаху, и даже предрассудки н суеверия алтййцев. Покойный художник-алтаец Н. И. Че- валков в своих мемуарах (в сожалению, нигде еще не опубликованных) познако мил нас «с плачем души» известного об ластника п каракорумца Анохина. Этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2