Сибирские огни, 1939, № 4
рабочие руки. Он взял девушку Арбачи замуж за своего шестилетнего сына («Отец Арбачи был у бая в долгу»). Беднякам ли забитым тягаться с баем! На его стороне и мошна золотая, И шаман, и продажный зайсансшй суд. Полтора десятка лет Арбачи проработа ла на бая. Полтора десятка лет тяжелой горькой жизни: На работе тяжелой растрачены силы, Юность, радость, веселость сгорели дотла. А когда вырос байский сын и бай мог женить его на другой молодой девушке, он выбросил Арбали из своего аила, слов но обглоданную кость. Она пошла с жа лобой к зайсану. Зайсан пригрозил ей за дерзость плетьми. Она пошла к родите лям, но отец сказал ей: Дерево там сгнивает, Где выросло. Девушка там умирает, (Куда выдана. Алтайская женщина — любимый герой произведений Павла Кучияк. Он показал её и в гражданской войне, и в борьбе за колхозы, и в борьбе за новый быт. Но жизнь алтайской женщины в старом Ал тае произвела в свое время на поэта настолько сильное впечатление, что он возвращается к ней в своих произведени ях вновь и вновь. Последнее его стихо творение — «Смерть Янар», стихотворе- ние о бедной девушке-пастушке, доведен ной преследованием бая до самоубийства: — Нет, ни за что я не дамся им! Лови меня, озеро Тюргун-Су! И воды, мгновенный прыжок отразив, Пред ней распахнули пучину свою. Судьба Янар была судьбой многпх жен щин алтаек. Недаром и сейчас еще в па мяти народа живут легенды о самоубий ствах. Река Катунь в легенде — это женщина, бросившаяся со акалы, чтобы избежать преследований Бия. Хан Бий однако не оставил ее в покое и после смерти. Превратившись сам в реку, он догнал свою жертву за гранью гор. Самоубийство — ие выход. Нужно бо роться. Арбачи Павла Кучияк не заплака ла от горя, ие бросилась со скалы: С камнем горькой обиды на сердце, С жаром ненависти в душе — По долинам с сухими глазами Шла суровая Арбачи. С винтовкой в руках она выступила вместе со всем народом против баев и зайсанов за новую, свободную, счастли вую жизнь. Свободная жизнь! Сквозь все угнете ния, через все годы беспросветно тяже лой жизни алтайский народ пронес свою мечту о свободной жизни. Мечта эта, как мы уже указывали выше, была воплоще на в героическом эпосе народа, И чаяния народа не обманули его. Алтайский народ с помощью русских трудящихся масс ос вободился от своих поработителей и уг нетателей. Произошло это, однако, ие мгновенно и стоило больших усилий, дли тельной борьбы и многих жертв. В первые же месяцы, как докатилась до Алтая спасительная! йолна Великого Октября, баи и зайсапы «снова хотели скрутить руки народа». Они создали Ка- ра-Корум, контрреволюционное буржуаз но-националистическое правительство. Черные дела каракорумцев и колчаков цев на Алтае Кучияк заклеймил в своих поймах («Арбачи», особенно «Аркыт») с болынюй силой гнева и страсти: Словно черные ветры чумные, угрюмо Камы выли без умолку ночью и днем. Волки жадные вышли из Кара-Корума, На Аркыт собралось Колчака воронье. («Аркыт»)1. В 1918 году им удалось свергнуть Со веты. Началась жестокая расправа с каждым, 'кто хотел распрямить спину, кто выступил за новую свободную жизнь: Тварь ползучая! от роду не была злее, Как в те дни, о которых не помнить бы рад. На тропинках шипели и ползали змеи, Вынося на высоты накопленный яд. С«Аркыт»). Расправа была настолько мстительной п бесчеловечной, что алтайский народ ни когда этого не забудет, никогда не про стит: Волков одичавшая стая! Сколько замученных, сколько убитых, Сколько грабленных вами!.. На веки Вас проклянут эти горы и реки, И травы, и люди Алтая! («Арбачи»),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2