Сибирские огни, 1939, № 4
ныв произведения, как «Витязь в тигро вой шкуре» Руставели,«Кобзарь» Шевчен ко, произведения Шолом-Алейхема, Нила ми, Навои стали неот’емлемой частью культуры всех народов СССР. Еще совсем недавно никому не были из вестны, кроме нескольких 'специалистов, калмыцкий «Джангар» и киргизский «Ма наус». Теперь они так же, как народное творчество других народов, становятся до стоянием всей нашей многонациональной социалистической родины. В (общую .сокровищницу искусств при нес свои творения и алтайский народ, и инициатором и пионером этого был На вел Кучияк. Но'восибирское областное издательство выпустило две книги «Сказки Алтая» и «Алтайские сказки». В них — 29 ойрот ских сказок. Из иих 26 сказок — в за писях Павла Кучияк. Подготовлен в печати третий сборник. В 1940 году будет издан четвертый — сказки Ула,гашена, записью которых заняты сейчас Курана- ков, Кучияк и др. В этот сборник войдет часть героической шегенды «Алтай-Куу- чин», которая полностью поется обычно в течению семи ночей. Это алтайский «Манас». III О Павле Кучияк на .его родине говорят: «Возьмет ружье — охотник, возьмет топ шур — певец». Здесь нет преувеличе ния. Можно было бы добавить: положит грим — актер, возьмет перо — поэт. Да, Кучияк не только собиратель фоль клора. Он сам сказитель, поэт, актер и драматург. Дарование его богато и разно сторонне. Он пишет стихи, рассказы, по вести и пьосы и сам играет на сцене пер вого ойротского драматического театра. Сказки Пламенного Сокола Кучияк за писал по памяти, почти через четверть века после того, как слышал их. Это мог сделать человек, имеющий сам поэ тическое дарование. Отдельные места сказок память не могла сохранить, и Ку чияк восстанавливал их собственной фан тазией, не искажая образов сказаний, не уменьшая поэтичности оригинала. Он вы ступал в данном случае уже не только как собиратель фольклора, но и как ека- зи.т!вль, фйчи. В сказках, которые любовно записывал Кучияк, народ многое предугадал. Но в них, разумеется, нет сказаний о том, что давно уже стало прекрасной действитель ностью и что наполняет сейчас сердца всех алтайцев и требует облечения в звучные строки. Павел Кучияк решил помочь сказителям создать такую сказку. И вот под его влиянием колхозник из по селка Айлу Даабы Юдаков взял топшур и начал складывать легенды о Ленине. Он Делал это так же, как все сказите ли. Бил по струнам топшура и напевал первые две строки глубоким грудным го лосом, идущим будто бы из-под земли. Слова постепенно переходили в гуденье, в бессловесный припев. Припев длился минуту, иногда больше, пока не рожда лись следующие две строки. ЮдакоЬ) и Кучияк помогали друг другу подбирать слова' этих строк. Топшур переходил из рук в руки. И когда сказка была готова, Кучияк уже самостоятельно изложил се в стихах. Так родилась в 1934 году замечатель ная легенда «Зажглась золотая заря», которой открыт том «Творчества народов СССР», изданный к ХХ-летию Октябрьской социалистической революции. «Зажглась золотая заря» — это ле генда о Ленине и бедняке-алтайце Анчи. В ней рассказано о том, как «на Алтае подоблачном, в горной долине1, жильбыл бедный охотник Анчи. Он имел одну ло шаденку, да одну коровенку, и одет оп был в ветошь, в худо© рванье». Бай, ,'пи сан и шаман забрали у Анчи лошадь, по следнюю корову. От голода умерли дети. Анчи пошел по Алтаю, чтобы узнать, «есть ли сила такая на свете на белом, чтоб зайсан перед нею стоял онемелы;}, не найдется ли мудрость такая — и в ком —-чтобы хан оказался перед ней ду раком?» Шесть раз Анчи обошел весь Алтай. И увидел Анчи: богатырь перед ним Средь бескрайних просторов, народом обильных, Землю всю сотрясающий словом одним. Видом — добрый из добрых и сильный. из сильных! И этот богатырь спросил маленького Анчи: Ты откуда явился сюда, человек, Днн и ночи свои проводящий в печали? Анчи ответил, что он бедняк, что ему нечем покрыть свои голые плечи, и что желудок его пуст, потому что баи, зайсг- ны и камы — «словно черные вороны, все расклевали».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2