Сибирские огни, 1939, № 4
чияк началась поело установления Совет ской власти на Алтае. На стойбище как- то приехал представитель коммунистиче ской организации и начал 'создавать ко митет деревенской бедноты. Бедняк Ку- чияк был единственным человеком на стойбище, который умел немного читать и писать, и его избрали секретарем ком беда. Вскоре после этого Кучияйс поехал учиться в Москву, в . Коммунистический университет народов Востока. В КУТВ’о он учился четыре года, а когда вернулся в родные долины, был назначен руководителем отряда: «юрты-пе редвижки». В отряде работали: женщина врач, учитель, агроном и киномеханик. Они ездили по самым отсталым аймакам Кош-агача и Улагана, делали прививки, организовывали колхозы и читали докла ды: о гигиене и земледелии, методах со циалистического труда и советском праве. ОтряД показывал фильмы, учреждал пунк ты ликбеза, боролся с суевериями, ро дильной горячкой и байской агитацией. «Юртой-передвижкой» Павел Кучияк руководил два года. Это была тяжелая ра бота, но она была прекрасна, иногда Пав лу казалось, что для! такой жизни мало одного сердца. На его глазах алтайцы переходили из кочевых бедных аилов в новые дома и избы, женщины снимали чепедежи, люди впервые в жизни стали мыть лица, баи и зайсаны изгонялись из Советов н кооперации. Земля становилась своей! Именно в эти годы Кучпяк часто вспо минал'своего деда и ерозамечательные ле генды.1 Старик умер в 1913 году. В по следние годы он пел очень тихо, его ужо с трудом понимали. Но попрежнему внук Сокола Павел Кучияк с жадностью ловил каждое слово сказителя. Многое, рассказанное старым Соколом, теперь уже забыто и навсегда потеряно. Но забыто и потеряно, к счастью, не все. Образы наиболее любимых богатырей на всегда запечатлелись в памяти Павла. В дни, когда Кучияк вел агитацию за но вую жизнь, он садился иногда около ко стра И так же, как дед его, под размерен ное позванивание топшура пел старин ные саги. Перед слушателями возникали из глубины веков богатыри: бедные и бо гатые, добрые и злые, жадные и благо родные. Под звон топшура молодой ска зитель пел о победах богатыря Башпара- ка над семиглавым злым Дельбегеном, о хитром бедняке Аргачи, который сжег на костре злого и жадного бая!. И сколько бы ни' рассказывал он легенд, в каждой из них слабые становились сильными, бедные и забитые побеждали богатых и злых. — Якши!1 — восклицали слушатели. И Павел Кучияк тогда говорил: — Вот о чем веками мечтал наш на род! Теперь настало время, когда сказки превращаются в быль. — Якшн! — подтверждали !слушате ли. II Сказки Пламенного Сокола Павел Ку чияк записал позднее на бумаге. И мы, русские читатели, впервые узнали тогда о чудесных творениях алтайского народа. Алтайцы наредкость поэтически ода ренный народ. За многовековую историю свою они накопили богатейшие сокровищу устного творчества. Но до революции их поэтические произведения почти не были известны русскому читателю. За полто ра столетия, как Ойротия была присое динена к России, всего два-три человека занимались сбором алтайского фольклора. Но, строго говоря, это были не записи, а пересказы, конспекты сказок. Поэтическое дыхание легенд, их богатейшая! фантазия, гиперболизм, яркость образов, их музыка вытравливались. Искажалось даже содер жание легенд. Миссионер Вербицкий ут верждал, что в алтайских сказках воспе ваются богатые, князья, и что, следова тельно, устное творчество алтайцев по шло не от народа, а от аристократических верхушечных слоев. Старая, знакомая история! Находились ведь «исследователи», которые то же са мое утверждали и относительно происхо ждения русского былинного эпоса. Сказки старого Сокола, записанные его внуком, были первым разрушающим уда ром по реакционным взглядам на «аристо кратическое» происхождение народного творчества Ойротии. Записи Павла Кучияк познакомили рус ского читателя с 'Образцами героических легенд, которые слагались охотниками у дымных костров и пастухами на альпий ских лугах. Герои этих сказок — бедня-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2