Сибирские огни, 1939, № 4
и принимаете' на себя все формы, вопло щаетесь во все, исследуете вое— и сле дите, как, о чем и зачем люди думают. Но вы все-таки слабы!». ( «Ошибка».) Вот в этом смысле и приходится говорить о предателях, как «о живых трупах». Предатели — это отбросы человечества, фабрикуемые капитализмом и используе мые им в своих шубных целях. В ярком, полном глубоких мыслей «Рас сказе о герое» Горький показывает пере ход. от предательства ас бандитизму. Новак, учитель Макарова, говорит: «История всегда дело единиц, результат творчества, героев». «Героями» же для Но вака были цари, жестокость которых он всячески оправдывал. Фашисты, вместо царей, подставляют «фюреров», а аргу ментация диктаторства «фюрера» у них вдет но) тому руслу, что и (у Новака. Ма каров воспринял мыслишки Новака. Не умея и не желая работать, питая) отвра щение к 1 ]руду и трудовым людям, Мака ров стал искать «героя», к которому он мог бы приспособиться. Он был убежден, что все делают еди ничные «герои» среди бездарной, глупой толпы. И, естественно, что не будучи «ге роем», я стал искать героя, чтобы честно служить ему, чтобы спрятать около неяго моюжизнь». Вот оно, м еща н с к о е , так выпукло пробилось у Макарова! Не-«ге рой», он все же считает себя исключи тельным человеком, «единственным и не повторимым» и полагает, что ему место около «героя», которому он будет служить с лакейской педантичностью. Эти черты предателей — занять местечко около «ге роя», т. е. человека, стоящего над масса ми и давящего массы, и подхалимски слу жить ему — многое об’ясняют в поведе нии врагов социалистической родины. Товарищ Сталин точно сказал о врагах советского народа: «они превратились в беспринципную и безыдейную банду про фессиональных вредителей, диверсантов, шпионов, убийц». (О недостатках партий ной работы и мерах ликвидации троцкист ских и иных двурушников. Партиздат ЦК ВКП(б), 1937, стр. 33). От предательства социалистической родины и партии боль шевиков, выражающей интересы трудовых масс, и шага нет до бандитизма, переход тут совсем незаметен. Потеря связи с родиной, народом, пол ная апатия к труду и желание какими угодно путями занять место около «героя» или самому стать «героем», т. е. безза стенчивым насильником над массами — вот движущие предателя настроения и мотивы. В рассказе «Карамора» Горький с про никновением гения разоблачил психоло гию, поведение врагов нашей социалисти ческой родины. Леопольд вызвал у Карамора злостную зависть и страсть подмять под себя Лео польда, показать, что он, Карамора, умнее и начитаннее всех. Коротко это больпое, гнилое состязание Карамора о Леопольдом выражается так: «Что Леопольд говорит — все это правда, только мне ее не нужно, своя есть». Никакой, конечно, своей правды у Ка рамора не было, ему было ясно, что Лео польд говорит единственную правду, при надлежащую революционному пролетариа ту. Но Карамора честолюбив, он ие «ожег примириться, что Леопольд, а ее он, знает и говорит правду . «Обидно было: я здоровый русский па рень, а, вот эдакий, ничтожный, чужой мальчишка умнее меня; учит, раздражает, словно соль втирает в кожу мне». Мещанство пронырливо, оно проявляет ся he только в приобретательстве нече стным путем вещей, денег. Оно прояв ляется в интеллектуальной области, когда мещанствующее существо окольными пу тями приобретает «правду», щеголяет ею, но по сути дела не нуждается в ней, а пользуется, как средством, чтобы занять место «героя» и наслаждаться поклоне нием людей. Такие «социалисты» — «счетные маши ны», как и Карамора, примазываются к партии, но при первом же случае, когда у гаих будет задето себялюбие, честолю бие, задета будет карьера, приостановле но будет стремление к власти, тогда та кие «социалисты» сразу же обнаружи вают с(вои натуры Предателей, Переход Карамора от положения революционера к цровокаторству произошел удивительно легко, даже моментально. Это говорит только о том, что предательство давно гнездилось в чувствах, мыслях Карамора. И маленький толчок выталкивает внутрен нюю потенцию провокаторства (Наружу. Карамора считает, что любовь к наро ду — это только позиция для утвержде ния своего честолюбия. Деятельность ре волюционера совсем не нуждается в за боте о народе, в любви к нему. Важно — «хватать людей за ворот и тащить их на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2