Сибирские огни, 1939, № 4

и принимаете' на себя все формы, вопло­ щаетесь во все, исследуете вое— и сле­ дите, как, о чем и зачем люди думают. Но вы все-таки слабы!». ( «Ошибка».) Вот в этом смысле и приходится говорить о предателях, как «о живых трупах». Предатели — это отбросы человечества, фабрикуемые капитализмом и используе­ мые им в своих шубных целях. В ярком, полном глубоких мыслей «Рас­ сказе о герое» Горький показывает пере­ ход. от предательства ас бандитизму. Новак, учитель Макарова, говорит: «История всегда дело единиц, результат творчества, героев». «Героями» же для Но­ вака были цари, жестокость которых он всячески оправдывал. Фашисты, вместо царей, подставляют «фюреров», а аргу­ ментация диктаторства «фюрера» у них вдет но) тому руслу, что и (у Новака. Ма­ каров воспринял мыслишки Новака. Не умея и не желая работать, питая) отвра­ щение к 1 ]руду и трудовым людям, Мака­ ров стал искать «героя», к которому он мог бы приспособиться. Он был убежден, что все делают еди­ ничные «герои» среди бездарной, глупой толпы. И, естественно, что не будучи «ге­ роем», я стал искать героя, чтобы честно служить ему, чтобы спрятать около неяго моюжизнь». Вот оно, м еща н с к о е , так выпукло пробилось у Макарова! Не-«ге­ рой», он все же считает себя исключи­ тельным человеком, «единственным и не­ повторимым» и полагает, что ему место около «героя», которому он будет служить с лакейской педантичностью. Эти черты предателей — занять местечко около «ге­ роя», т. е. человека, стоящего над масса­ ми и давящего массы, и подхалимски слу­ жить ему — многое об’ясняют в поведе­ нии врагов социалистической родины. Товарищ Сталин точно сказал о врагах советского народа: «они превратились в беспринципную и безыдейную банду про­ фессиональных вредителей, диверсантов, шпионов, убийц». (О недостатках партий­ ной работы и мерах ликвидации троцкист­ ских и иных двурушников. Партиздат ЦК ВКП(б), 1937, стр. 33). От предательства социалистической родины и партии боль­ шевиков, выражающей интересы трудовых масс, и шага нет до бандитизма, переход тут совсем незаметен. Потеря связи с родиной, народом, пол­ ная апатия к труду и желание какими угодно путями занять место около «героя» или самому стать «героем», т. е. безза­ стенчивым насильником над массами — вот движущие предателя настроения и мотивы. В рассказе «Карамора» Горький с про­ никновением гения разоблачил психоло­ гию, поведение врагов нашей социалисти­ ческой родины. Леопольд вызвал у Карамора злостную зависть и страсть подмять под себя Лео­ польда, показать, что он, Карамора, умнее и начитаннее всех. Коротко это больпое, гнилое состязание Карамора о Леопольдом выражается так: «Что Леопольд говорит — все это правда, только мне ее не нужно, своя есть». Никакой, конечно, своей правды у Ка­ рамора не было, ему было ясно, что Лео­ польд говорит единственную правду, при­ надлежащую революционному пролетариа­ ту. Но Карамора честолюбив, он ие «ожег примириться, что Леопольд, а ее он, знает и говорит правду . «Обидно было: я здоровый русский па­ рень, а, вот эдакий, ничтожный, чужой мальчишка умнее меня; учит, раздражает, словно соль втирает в кожу мне». Мещанство пронырливо, оно проявляет­ ся he только в приобретательстве нече­ стным путем вещей, денег. Оно прояв­ ляется в интеллектуальной области, когда мещанствующее существо окольными пу­ тями приобретает «правду», щеголяет ею, но по сути дела не нуждается в ней, а пользуется, как средством, чтобы занять место «героя» и наслаждаться поклоне­ нием людей. Такие «социалисты» — «счетные маши­ ны», как и Карамора, примазываются к партии, но при первом же случае, когда у гаих будет задето себялюбие, честолю­ бие, задета будет карьера, приостановле­ но будет стремление к власти, тогда та­ кие «социалисты» сразу же обнаружи­ вают с(вои натуры Предателей, Переход Карамора от положения революционера к цровокаторству произошел удивительно легко, даже моментально. Это говорит только о том, что предательство давно гнездилось в чувствах, мыслях Карамора. И маленький толчок выталкивает внутрен­ нюю потенцию провокаторства (Наружу. Карамора считает, что любовь к наро­ ду — это только позиция для утвержде­ ния своего честолюбия. Деятельность ре­ волюционера совсем не нуждается в за­ боте о народе, в любви к нему. Важно — «хватать людей за ворот и тащить их на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2