Сибирские огни, 1939, № 4
социально больше, морально искалечен ные суб’екты — вот основная идея худо жественной критики Горького, направлен ной на поработителей трудового народа. Ничего пет неожиданного, что финан совая буржуазия прибегает к таким .мерам самозащиты, как фашизм со всеми его бесчеловечными, мракобесовскими, варвар скими приемами. Буржуазия смертельно заболела уже во втором своем поколении и потеряла последние черты облика чело веческого в эпоху войн м пролетарских революций. Капиталистический способ производства1 калечит людей и сильнее всего самих буржуа. Вот то новое, глубо^ ко-цешное', что дано нам в творениях Горького. Оя пишет: «Буржуазия пред почла бы остановиться иа том, чего она достигла, эксплоатируя труд пролетариа та, хищнически истощая его силы. Ей живется достаточно удобно, и если аяа все-таки двигается вперед, так двигает ее, как известно, анархическое беззаконие конкуренции и возбуждаемый конкуренци ей рост промышленной техники. Это не вольное механическое движение мало имеет общего с -ростом подлинной культуры». («О женщине») В «Деле Артамоновых» в образах пока зано по я и ж еи и е прогрессивной роли буржуа и обрисованы надломыи разруше ния личностей «хозяев» капиталистическо го «дела», что и создает почву, на которой прорастают кровавые дикости, мрачнее, ч т средневековые, ужасы фашизма. Товарищем Сталиным на XY III с’ездо партии сказаны замечательные слова: «Наивно читать мораль людям, не приз нающим человеческой морали». Экономи ческий тупик империалистической бур жуазии1 выражается в аморализме, лжи, обманах, предательствах, демагогии, как основах ее диктатуры, в формо фашизма. Такие извращеяия, датичеловечесше каче ства фашистского строя коренятся в са мом капиталистическом строе и неизбеж но появляются на последнем этапе его исторического бытия. Эксплоататор, на капливая капиталы, теряет черты мораль ного облика, богатея, он обесчеловечивает ся. Вот что сказал Горький в своих тво рениях. Сопоставление начала и конца каждогб Артамонова отвратительно и страшно. Пе чать разложения, ненужности жизни и по стыдной смерщи лежитйад Артамоновыми. На ч а л о Ильи Артамонова: «Воп как идет, будто для него на всех колокольнях звопят». Конец : «И с великой, кипя щей тоской он шептал: «Да ошибся я, господи, ошибся». «Ошибка» здесь такая: Крестьянин Артамонов взялся за капита листическое «дело». Н а ч а л о фабриканта Петра — сына Ильи: «У меня дело фабрика — это не хлеб сеять, не картошку садить. Это за дача». Конец: «Это ты мне за все? За весь страх, за всю жизнь». Он, взвешивая хлеб на руке, бормотал и догадывался, что случилось что-то невыносимое, смер тельно 'оскорбительно^ в чем даже и она, Наталья, не виновата. Он отшвырнул хлеб к двери, сказав глухо, но твердо: «Не хочу»: Н а ч а л о фабриканта Алексея: «Очень изменился Алексей, он стал мягче, ласко вее, но в то же время у него явилась ^неприятная торопливость, о® как-то под хлестывал всех веселыми шуточками, ост рыми словами, ш особенно тревожило Пет ра его дерзкое отношение к делу: каза лось, что о« играет фабрикой так же, как играл с медведем, которого сам же и убил».-Ко н е ц: «Алексей Ильич бегом жил, с разбогу и скончался, как ушибся обо что». Н а ч а л о Никиты -- «беглеца» от «де ла» отца и братьев: «Никита еще засвет ло уехал в лес; почти каждый день он привозил оттуда воза два перегноя, сва ливал его иа месте, расчищенном для са да, он уже посадил берез, клена, рябины, черемухи, а теперь копает глубокие ямы, забивая их перегноем, илом, глиной, и это для плодовых деревьев». Конец: «Крышку гроба повыше сделайте, чтобы не давило. Уж не забудьте... Ты, Яша, скажи Тихону, спилил бы он кленок из беседки, не пойдет кленок, нет...» Ники та — единственный из Артамоновых, же лавший жить трудом, но это ему не уда лось. А третье поколение Артамоновых осо бенно понуро, пусто живет. Яков мрачно заканчивает жизнь. Мирон убегает в стра хе от надвинувшейся пролетарской рево люций, 1 Горький сорвал ореол смелости, ловко сти, предприимчивости с капиталистов и показал пх голыми — изломанными, с вы- вихнутыми! сердцами и мозгами, с бессиль ными, ад загребущими руками, с единст венной дерзостью — беспощадного надру гательства над трудящимися, с единствен ной жаждой — высасывать пот и кровь из народа, с единственной храбростью—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2