Сибирские огни, 1939, № 3
родной песней, «Славное море, священный Байкал», затем Ф. Достоевского «Записки из мертвого дома», «Воскресенье» Л. Тол стого, «Песня каторжного» П. Шумахера, знаменитые «Колодники» Алексея Толсто го, «В ссылке» А. Чехова и прекрасный рассказ «Отлетает мой соколик» С. Ел- патьевского. После этигх замечательных произведений вряд ли стоило еще давать рассказ «Праведник» Ф. Березовского. «Политическая ссылка»—один из наиболее обширных 'по об’ему разделов хрестома тии. Его составляют преимущественно про изведения, посвященные описанию пребы вания в ссылке целого поколения русских революционеров, начиная от Радищева (1790 г.) и кончая пламенным большевиком Серго Орджоникидзе (1917 г.). М. Жижка дает интересное описание жизнедеятельности в ссылке Радищева. Н. К. Крупская и А. С. Шаповалов расска зывают в своих воспоминаниях о годах пребывания Владимира Ильича в с. Шу шенском; В. Швейцер рассказывает о ту- руханской ссылке И. В. Сталина. «У Полярного круга, там, где зима длит ся восемь-девять месяцев и ночь тянется круглые 'Сутки, там, где никогда не про израстали хлеба и овощи, где тундра и лес были убежищем для диких зверей, где только олени и лоси находили себе про стор — там, где человек при 65-градусном морозе ютился в юрте, а простая теплая избушка являлась уже привилегией более счастливых людей, — там, в глуши Туру- хэнского края в Курейке, жил в ссылке Иосиф Виссарионович Сталин», — так на чинает свои воспоминания автор и ниже приводит несколько характерных штрихов, ярко показывающих, что никакие ужасы ссылки не могли сломить революционной воли великого ученика великого Ленина. Зинаида Орджоникидзе в своих воспоми наниях рассказывает о якутской ссылке т. Орджоникидзе. Удачно привлечены поэтические произве дения. С любовью и горечью обращается в проникновенных стихах к своей родине Сибири «отец сибирской поэзии» Омулев ский. Здесь же даны: «В Сибирь» А. Пуш кина, «Ответ А. С. Пушкину» А. Одоевско го, затем стихи М. Михайловского, П. Яку бович, В. Кюхельбекер, «Декабристки» Н. Некрасова, «Владимирский тракт» Н. Асеева и отрывок из поэмы о Куйбы шеве «Товарищ Валериан» сибирского по э та А. Смердова. «Волчий марш» Вл. Бахметьева выпадает из общего мемуарного стиля этого разде ла и его можно было бы не давать, тем более, что Вл. Бахметьев уже был пред ставлен в хрестоматии хорошим рассказом «На земле». Революционное движение в Сибири в хрестоматии представлено довольно окупо. Десять произведений, которые мы здесь находим, далеко не в состоянии отразить той исторической правды революционного движения, которое совершалось ® Сибири. Сам же по себе привлеченный материал не безынтересен. Отдел открывает боль шой отрывок из романа «Шаг за шагом» Омулевского (И Федорова). Дается цент ральное место романа — революционное выступление рабочих на стекольном заво де. Следует подчеркнуть, что в этом ро мане, который в свое время был широко известен, впервые были выведены сибир ские заводские рабочие, а эпизод высту пления рабочих на заводе явился первым художественным отображением стачки в русской литературе вообще. Вторая вещь, которая представляет наи больший интерес, — это «Первый арест и суд» В. Куйбышева (из его книги «Эпизо ды моей жизни»). Нельзя считать полным и последний раздел хрестоматии «За власть Советов». Центральными вещами здесь являются от рывки из романа «(Последний из Удеге» А. Фадеева, «Бронепоезд № 14-69» Вс. Ива нова и «Зуб за зуб» А. Новикова-Прибон. Следует также отметить замечательное произведение Н. Асеева «Семен Просха- ков», наиболее сильную поэтическую вещь в этом отделе. Жаль, что составитель бес церемонно сократил эту поэму. Здесь же даны «.Песня о ветре» В. Лу- говского, «Сайгалата» И. Мухачева, «Пар тизанская .пушка» Никандра Алексеева и песни Сергея Алымова. В заключение необходимо остановиться на следующем. Составитель в предисловии сожалеет, что вот, мол, на многие важные темы не создано художественных произве дений. Это не совсем так. Конечно, худо жественная литература еще весьма не полно отражает важнейшие этапы револю ционного движения в Сибири, но все же кое-что есть. И это «кое-что» такого ка чества, что проходить мимо него по край ней мере неудобно. Наконец, нельзя не пожалеть, что поэти ческий багаж таких сибирских поэтов, как Ник. Алексеев, И. Мухачев, использован в хрестоматии очень мало, а творчество И. Ерошина совершенно обойдено. Итак, итог. Он сделан еще выше. Здесь осталось сказать немного. Недостатки, допущенные в книге, явля ются следствием того, что столь серьез ный труд (около 50 авторских листов) под готовлялся кустарным, келейным способом, одним человеком, в полном отрыве от пи сательской общественности. Ни план кни ги, ни отдельные произведения не были обсуждены литературной общественностью. В целом же хрестоматия является цен ной и нужной книгой. А. Пугачев. НПИМ кЗдаятш I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2