Сибирские огни, 1939, № 3
Мечта Чехова -сбылась. Радостной, ум ной, смелой жизнью живет ныне Сибирь советская, социалистическая. В Сибири научились делать не только гвозди, но и величайшие заводы мира. Человек нашел, завоевал себе правду, величайшую правду человечества, и в этой вечно бесправной кандальной стране соз дал социалистическое общество. iB этом же разделе помещен отрывок из очерка («Карандашей с натуры» — Н. Г. Гарина (Михайловского). Очерк не пред ставляет большой ценности и, экономя ме сто, можно было его не печатать. Третий раздел «Сибирские заводы и при иски» содержит семь произведений: отры вок из ловести «Золотой клюв» А. Кара ваевой, «Не столь отдаленные места Си бири» И. Кущевского, «Бж» Н. Наумова, яркую и колоритную легенду «О плавиль щике руд Иване Зажигаеве» сибирского писателя А. Мисюрева. Все эти произведения в целсим дают до вольно полную, в реалистических тонах нарисованную картину рабского труда и бесправной, голодной жизни мастеровых алтайских казанных заводов и рабочих зо лотых приисков. 1 (Биографический очерк «Иван Ползунов» П. Заборинокого написан очень скучно, сухим языком и к художественной лите ратуре имеет весьма отдаленное отноше ние. Вызывает недоумение помещение стихо творения П. Ершова «Желание», которое с темой раздела никак не связано.2 Здесь представлено десять произведений и каждое из них вполне заслуженно з а нимает место на страницах хрестоматии, преобладающее большинство их было и остается широко известными массовому чи тателю. Н. Наумов представлен двумя вещами: отрывками из рассказов «Деревенский тор гаш» и «Горная идиллия», Вяч. Шишков — «Отец Макарий», В. Михееев — стихотво рением «Новоселы», Глеб Успенский — «Не знаешь, где найдешь», И. Ядринцев — «На обетованных землях», Н. Телешов — «Нужда», В. Бахметьев — «На земле», М. Горький — «На дне» {отрывок), В. Тан- Богораз —• «На мертвом стойбище». Сибирокая школа представлена тремя от рывками. В биографическом очерке «Из бурсацкого быта» историк А. П. Щапов рисует мрачную обстановку и варварские методы воспитания в духовных училищах Основаны эти школы были в первой чет верти XVIII века, по специальному указу Петра Первого. Предлагалось «ребяток 1 В. Михеев представлен обличительным стихотворением «Через мрак к свету», и жаль, что составитель пожалел места для колоритного, надолго запоминающегося стихотворения «Запевало». «По дебрям таежным везли паровик, Дорога была тяжела...» 2 «Сибирская деревня, переселенцы, нац мены» так озаглавлен четвертый раздел хрестоматии. учить грамоте, а потом словестной грам матике и прочим на славянском языке кни гам и катехизис цравославной веры». Чтобы они, « у д о с т о й с я в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири инозем цев, неверующих создателя господа бога, приводить в познание истинные веры мог ли и посему по святому крещению искать расширения до самого государства китай ского». Щапов учился уже тогда, когда эти, так называемые, «архиерейские школы» были преобразованы в духовные семинарии. Не смотря на это, Щапов, начиная свое воспо минание, восклицает: «Боже мой! и как еще живы-то сердечные остаются!» В этом же разделе даны отрывки из ро манов «Николай Негорев» И. Кущевского и «Похождение факира» Всев. Иванова. Под заголовком «Сибирские помпадуры»- приведены интересные отрывки, рисующие нравы и дела сибирских помпадуров ра з личных социальных сословий. Здесь ис пользованы «Былое и думы» А. Герцена и отрывки из произведений К. Станюковича, С. Мачтета, Д. Мами-на-Сибиряка и Вяч. Шишкова. Между прочим, в «Былое и думы» Гер цен так определяет судьбу Сибири: «Сибирь имеет большую будущность; на нее смотрят только, как на подвал, в ко тором много золота, много меху и друго го добра, но который холоден, занесен снегом, беден средствами жизни, не изре зан дорогами, не населен. Это не верно. Мертвящее русское правительство, де лающее все насилием, все палкой, не умеет сообщить тот жизненный толчок, который увлек бы Сибирь с американской быстро той вперед. Увидим, что будет, когда устья Амура откроются для судоходства и Америка встретится с Сибирью возле Китая. Я давно говорил, что Т и х и й о к е а н — С р е д и з е м н о е м о р е будущего. В этом будущем роль Сибири, — страны между океаном, южной Азией и Россией,— чрезвычайно важна». Герцен ошибся в сроках, его надежды на бурное развитие капитализма в Сиби ри и на его прогрессивную роль не оправ дались. Задача преобразования Сибири в промышленный центр оказалась для капи тализма не по плечу. И как мы знаем — когда «Америка встретилась с Сибирью возле Китая», ничего особенного не про изошло. «Жизненный толчок» Сибирь по лучила, как составная часть великого Сою за Советских Социалистических Республик в годы сталинских пятилеток. И то, что записано в решениях XVHI с’езда ВКП(б) о развитии промышленности на Востоке, достаточно ярко определяет и настоящее и будущее Сибири, и Тихий океан бесспор но уже в ближайшие десятилетия будет Средиземным морем нашего величественно го будущего. Уголовная ссылка отображена в хресто матии довольно полно, материал подобра» весьма удачно. Отдел открывает известное стихотворение Д. Давыдова, ставшее на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2