Сибирские огни, 1939, № 3
иную, неведомую ни одному народу про шлого, свободную,культурную жизнь граж дан страны социализма. Из многочисленных произведений о Ер маке (их известно в .русской литературе около ста), составитель вполне правильно остановил свой выбор на поэме К. Ры леева «Смерть Ермака», которая стала ши роко известной народной песней («Ревела буря, дождь шумел»). Но кроме этого произведения Рылеева, нужно было бы взять еще отрывок из поэмы «Войнаровский», этого первого про изведения, в котором впервые была воспе та суровая красота сибирской природы. Прекрасный отрывок из первой части по эмы до строки «Но кто украдкою из до ма» мог бы явиться украшением хресто матии. , • \ j *. П. Ершов, первый сибирский поэт, полу чивший всероссийскую известность своей замечательной поэтической сказкой «Ко нек-горбунок», представлен в хрестоматии двумя произведениями: «Сузге» {сибирское предание из времен завоевания Сибири) и стихотворением «Желание», Последнее мог ло бы быть заменено более подходящим для данной хрестоматии отрывком «Рож денный в краю непогоды» из большого стихотворения «Послание к другу». И. М. Петров, один из первых поэтов Сибири, автор первого печатного памят ника сибирской поэзии «Енисейского аль манаха» (1838 г.), представлен стихотворе нием «Картины из времен покорения Си бири». Литературное наследство И. Петро ва невелико. Сибири посвящено им всего пять стихотворений. В хрестоматии дано не лучшее. В этом же разделе мы встречаем еще одно незаслуженно полузабытое имя инте ресного писателя В. М. Михеева. В. Ми хеев оставил значительное литературное наследство в разных жанрах. В своих произведениях он выступал как обличи тель колонизаторского деспотизма и капи талистической экаплоатации. В хрестома тии в разных разделах приведено три его поэтических 'Произведения. В стихотворе нии «26 окт. 1881 г.», дата трехсотлетия покорения Сибири, между прочим встре чается такая строфа: Ермак не ведал, что проложит Для декабристов дальний путь. Тот путь проложен им широко: Тяжел и долог он — пускай! По нем детей своих с востока На запад шлет далекий край. В этих строках больше исторической правды, чем в горьком упреке Н. Некра сова: Зачем, проклятая страна, Нашел тебя Ермак?.. Как образцы романтической литературы о Сибири в хрестоматии приведено стихо творение Ф. И. Бальдауфа «К бурятке», поэма А. Бестужева-Марлинского «Са- атырь» и отрывок из романа И. Калашни кова «Дочь купца Жолобова». Выбор этих произведений следует при знать вполне удачным, хотя такой инте ресный поэт как Бальдауф мог бы быть- дополнен еще лирическим стихотворением «Самуйе». Второй раздел хрестоматии озаглавлен «Путевые очерки о Сибири». Составитель располагал для этого раздела огромным материалом, но, будучи стеснен об’емом. книги, естественно, должен был ограни читься лишь самым характерным. Мы по лагаем, что он удачно справился с этой задачей. Отдел открывают «Записки путешествия в Сибирь» А. Радищева. Как известно, ве ликий русский писатель-революционер за свое знаменитое «Путешествие из Петер бурга в Москву» был приговорен к смерт ной казни, которая впоследствии была за менена ссылкой в Илимский острог. Совер шая это невольное путешествие в Сибирь (1790 г.) и возвращаясь из ссылки (1797 г.), Радищев вел путевые записки. Этот мате риал мало известен массовому читателю к то, что помещено из «Записок» в хрестома тии, будет прочтено с большим интере сам. Здесь же помещены отрывки из пу тевых заметок И. А. Гончарова «Фрегат Паллада» и А. П. Чехова «Из Сибири». Оба произведения дают замечательные картинки не только сибирского пейзажа,, но и быта разнообразных слоев населения дореволюционной Сибири. У А. Чехова* между прочим, приводится такой разговор: — «Народ здесь, в Сибири, темный, бес таланный, — говорит Чехову его собесед ник кулак Петр Петрович. — Из России везут ему сюда и полушубки и ситец, и посуду, и гвозди, а сам он ничего не уме ет. Только землю пашет да вольных во зит, а больше ничего... Даже рыбы ловить- не умеет. Скучный народ, не дай бог к а кой скучный. Живешь с ним и только жи реешь без меры! А чтоб для души и для’ ума — ничего, как есть! Жалко смотреть, господин. Человек-то здесь стоющий, серд це у него мягкое, он и не украдет, и не обидит, и не очень чтоб пьяница. Золото, а не человек, но, гляди, пропадет ни за- грош без всякой пользы, как муха, или* скажем, комар. Спросите его: для чего он живет? — Человек работает, сыт, одет, — го ворю я, — что же ему еще нужно? — Все-таки он должен понимать, для какой надобности он живет. В России, не бось, понимают! —■Нет, не понимают. — Это никак невозможно, — говорит Петр Петрович, подумав. — Человек не ло шадь. Примерно, у нас по всей Сибири нет правды. Ежели и была какая, то уж. давно замерзла. Вот и должен этот чело век правду искать». В другом месте Чехов, любуясь Енисе ем, пишет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2