Сибирские огни, 1939, № 3
стов поэта К. Рылеева «Смерть Ермака.» ,(1822 г.) и «Войнаровский» (1825 г.), тун гусскую повесть-поэму Ф. Бальдауфа «Ав- ван и Гайро» i(1в34 г.), «К 'бурятке» и др. Наконец, у поэтов-декабристов В. Кюхель бекера, А. Одоевского, В. Раевского и Н. Чижова в отдельных лирических сти хах мы находим прекрасные картины си бирской природы. В 1830 'году иркутянин Николай Поле вой в альманахе «Денница» публикует по весть «Сохатый», заимствованную из си бирских преданий о разбойнике Сохатом. Повесть эта, ныне основательно забытая, была подхвачена сибиряками как «знамя литературного воспитания сибиряков» и оценивалась ими, как первый «выступ си бирских нравов и происшествий в еаро ' пейский мир»Д Не обладая высокими литературными качествами и не давая развернутого по каза сибирского быта, повесть Полевого тем не менее сыграла большую роль в развитии сибирской темы в художествен ной литературе. Вслед за ней, в течение ближайшего де сятилетия, сибиряки, преимущественно ир кутяне, выпускают серию прозаических произведений. И. Савинов в сборнике «Се верное сияние» (1836 г.) печатает повесть, также названную «Сохатый». И. Калашни ков выпускает романы из иркутских пре даний «Дочь купца /Колобова» (1831 г.) и «Камчадалка» (1833 г.), повесть «Изгнанни ки» (1834 г.), Н. Щукин «Посельщик» (1834 г.), «Ангаракие пороги» (1836 г.), Н. Бобылев «Чингисов столб» (1838 г.). «Джарго-Аегэ» (1839 г.) и др. Сочинения Калашникова переиздавались и его имя в свое время было довольно популярно. Калашников считал себя сибирским Валь тер Скоттом, в печати же его иногда на зывали «русским Купером». iB. Белин-екий не разделял этой оценки: «У наших Куперов, — писал он, имея в виду Калашникова и Щукина, — нельзя найти гармонию между природой и чело- зекам. Они изображают не таинственную жизнь природы Сибири... но местности ■Сибири. Под обольстительным покровом поэзии они хотят преподнести нам скуд ные уроки минерологии, зоогнозии, бота ники, географии и топографии». По поводу романа Калашникова «Дочь купца Жолобова» он писал: «гораздо луч ше бы поступил Калашников, если бы вме сто плохого ромара составил что-нибудь вроде записок о Сибири... Г. Калашников, как видно из его романа, хорошо знает Сибирь и любит ее, описания его бывают увлекательны и живы: знак, что он мог бы на/писать хорошую книгу». (Поли, со б. соч. СПБ, 1904, том VII). Бели принять во внимание, что сам Ка лашников целью своих произведений ста вил знакомить читателей с Сибирью, то д а же в этой резкой оценке Белинского со держится похвала. 1 Н. Щукин. «Ангарские пороги», СПБ, 1835 г. В сороковых и пятидесятых годах сибир ская тема в художественной литературе не получила дальнейшего развития. В эти годы был написан только ряд случайных и незначительных произведений (Мордвино ва, М. Зензилова («Пастух Даура»), Давы дова, Е. Авдеевой и др.). У известных пи сателей Сибирь находит свое отражение лишь в путевых очерках: И. А. Гончаров — «Фрегат Наллада», И. С. Максимов — «На востоке». Зато в эпоху 60-70 годов сибирская те ма вновь занимает видное место в рус ской художественной литературе. В эти годы Сибирь, главным образом восточная, выдвигает ряд имен всероссийской изве стности: таковы историк-материалист Афа насий Щапов, публицисты Елисеев, Шаш- К'О'В, и писатели Иван Кущевский, автор широко известного в свое время романа «Николай Негорев» (1871 г.), Иннокентий Федоров (Омулевский), роман которого «Шаг за шагом» (1870 г.) пользовался огромным влиянием, и, наконец, Николай Наумов, сборник рассказов которого «Си ла солому ломят» (1874 г.) сделал имя ав тора одним из популярнейших в современ ной ему литературе. Несколько позже Си бирь находит свое глубокое отражение в замечательных произведениях Д. Н. Ма- мина-Сибиряка, Глеба Успенского и Н. Те- лешева. Наконец, появление знаменитых «Записок из мертвого дома» Достоевского вызывает огромную волну литературы о сибирской каторге и ссылке. Упомянем из них важнейшие: «В дали» Белоконского, «По тюрьмам и этапам» Мачтета, «Остров Сахалин» А. Чехова, «В мире отверженных» Л. Мельшина-Якубо- вич, очерки и рассказы Тана-Богораза, С. Елпатьевского и, наконец, замечатель ные произведения Вл. Короленко, а также незабываемые картины сибирского этапа в «Воскресеньи» Л. Толстого. Здесь мы можем кончить наше истори ко-литературное обозрение и перейти к непосредственному разбору рецензируемой книги. III Первый раздел «Сибирская старина» от крывается лирическим очерком С. Елпать евского «Абаканская степь». Автор нари совал грустную, но весьма проникновен ную картину исторического пейзажа ха касской степи. «Тиха и мертва огромная Абаканская степь. Все могилы, могилы»... И, глядя на это величественное кладбище, автор во прошает курганы: «Кто ты, безыменный, трижды мертвый народ? Как ты жил, о чем думал, во что верил, где потомки твои? Но ответа нет». ■«Тихо и пусто мругом. Все могилы, мо гилы...» Вот тут-то и пожалеешь, что в хрестома тии упущен раздел «Сибирь советская, со циалистическая». Ибо в нем мы бесспор но нашли бы иное отображение древней Абаканской степи, на просторах которой возрожденный хакасский народ строит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2