Сибирские огни, 1939, № 3

ло тщательно» колонизировали эту самую далекую окраину «Российской державы». Колонизация столь обширной и такой э'кзотично-таинственной страны, каковой слыла в те времена Сибирь, естественно, не могла пройти мимо художественной литературы. И действительно, во второй половине XVIII и первой -половине XIX вв. сибирская тема в русской литературе за ­ нимает почетное место. Как развивалась литература в самой Си­ бири ? Тобольск был первым и старейшим куль­ турным центром Сибири. Здесь была по­ строена первая церковь. Здесь была, по специальному указу Петра Первого, созда­ на первая архиерейская школа, которая явилась и вообще первой школой в Сиби­ ри. Здесь была представлена первая свет­ ская драма «Ермак», сочиненная -местным священником Флоровским. Наконец, в 1789—91 гг. здесь выходит первый литера­ турный сибирский журнал «Иртыш, пре­ вращающийся в Иппокрену». Одновременно с «Иртышем» в 1790 г. выходил «Журнал исторический, вьгбран-ный из разных книг». Всего вышло 2 части журнала. Отсталая экономика края, крайне низкое состояние просвещения, полицейский ре­ жим — все это привело к тому, что жур­ налистика и художественная литература на территории Сибири получили некото­ рые условия для развития лишь во второй половине XIX века и уже в новых куль­ турных центрах Сибири — Иркутске, а впоследствии Томске. Так, первая сибирская общественная га­ зета «Амур» -начала выходить в Иркутске с января 1860 г., она выходила ежене­ дельно и имела до 600 подписчиков, но просуществовала меньше двух лет. Цензо­ ром ее был сам генерал-губернатор Му­ равьев. Второй частной газетой явилась «Си­ бирь» (первый № вышел 4 января 1873 г.). Два года она влачила жалкое существова­ ние, имея девять постоянных подписчиков. И только с переходом издательства в ру­ ки груипы либерально настроенных сибир­ ских общественных деятелей (В. Вагин, М. Загоскин и др.) «Сибирь» становится лучшим провинциальным изданием. В 1876 году при газете вышел литературный сбор­ ник с романом М. Загоскина и др. лите­ ратурными материалами. Это было первое и единственное литературное издание, на­ печатанное в Сибири. Только десять лет спустя, также ввиде приложения к газете «Восточное обозрение», начинает периоди­ чески выходить «Сибирский сборник». Это издание сначала печаталось в Петербурге, а с 1888 по 1905 год в Иркутске. «Сибир­ ский сборник» сыграл большую роль в развитии сибирской темы в художествен­ ной литературе. Дорогу художественной литературе, как и всегда в подобных слу­ чаях, расчищают, подготавливают научные 'груды географов, натуралистов, историков, мемуаристов-колонизаторов. Сибирские администраторы, путешествен­ ники, купцы-миссионеры, весь, так ока­ зать, актив колонизаторов спешил -поде­ литься своим впечатлением об этой дико­ винной богатой стране, запечатлеть для потомства свою «историческую миссию». В Петербурге начинают издаваться спе­ циальные журналы «Сибирский Вестник», «Азиатский Вестник» -(1825—27 гг.), которые содержат в себе «избранные сочинения и переводы по части наук, искусств, сло­ весности стран восточных, равно путеше­ ствия по с»м странам и разные вообще но­ вейшие сведения». Несмотря на большую тенденциозность, эта литература давала довольно интерес­ ный и ценный материал о Сибири. Непосредственно в художественной лите­ ратуре Сибирь начинает находить свое от­ ражение прежде всего в поэзии. Упоминание Сибири встречается в сти­ хах Державина, Дмитриева. Даже сама «божественная Фелица» Екатерина Вторая написала пьесу «Шаман сибирский». Ермак-покоритель Сибири становится ве­ дущим героем. /В 1795 году выходит поэма Дмитриеза «Ермак». Десять лет спустя, появляется сентиментальная повесть Буйнмстакого «Ермак, завоеватель Сибири». В 1829 г. выходит драматическая поэма Прилгупного «Покорение Сибири», потом исторический роман П. Свиньина «Ермак или покорение Сибири», наконец, серия драматических произведений —■ Правилыцикова («Ермак, покоритель Сибири», 1S06 г.), Хомякова («Ермак», 1832 г.), Н. Полевого («Ермак Тимофеевич или Волга и Сибирь», 1845 г.). Попутно укажем, что всего о Ермаке со­ здано около ста повестей, поэм, романов, относящихся, главным образом, к лубочной литературе. Пушкинские -поэмы «Кавказский плен­ ник» <1822 г.) и «Братья разбойники» (1825 г.) вызвали многочисленные подра­ жания. Одна за другой появляются роман­ тические поэмы с экзотическим «сибир­ ским колоритом». «Песня сибирской казач­ ки» В. Карлгофа (1827 г.), «Киргизский пленник» Муравьева (1828 г.), «Бурятская песня» Таскина (1828 -г.) и др. Но в этих произведениях, по определе­ нию М. Азадовского, еще «трудно найти подлинные черты местного колорита, как и в -произведениях более раннего перио­ да... В значительном числе случаев связь с Сибирью была только чисто-внешней: сибирское заглавие или подзаголовок («Из сибирской жизни», «Из сибирских преда­ ний») имели целью придать произведениям «экзотический» привкус, возбудив тем са­ мым более остро внимание читателей». Однако, и в этот период появляются от. дельные художественные произведения, в которых сибирский быт, особенно сибир­ ский пейзаж, поданы полнокровно и со знанием материала, а также и такие про­ изведения, которые своими корнями ухо ­ дят в народное творчество, заимствован’.! из него или являются непосредственной обработкой фольклора. Из этих произве­ дений в первую очередь следует упомя­ нуть романтические поэмы одного из круп­ нейших руководителей движения декабри­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2