Сибирские огни, 1939, № 3
влении этой книги? Задавая этот вопрос, сам составитель дает на него такой ответ: «О Сибири имеется богатая художествен ная литература. Лучшие писатели дорево люционной России и СССР в художествен ных образах показали нам прошлое Сиби- .ри. Пушкин, Рылеев, Некрасов, Л. Тол стой, Достоевский, Гончаров, Короленко, Чехов, Мамин-Сибиряк, Омулевюкий, со ветские писатели: В. Иванов, А. Фадеев, В. Шишков, Новиков-Прибой и многие другие — все они писали о Сибири. Си бирь нашла отражение в ряде прекрасных произведений А. М. Горького. Здесь совсем не предполагалось дать антологию сибироких писателей или хре стоматию по истории Сибири. Мы хотели в лучших образцах художественной лите ратуры показать лишь основные харак терные страницы прошлого Сибири». Далее составитель на всякий случай до бавляет: «Разумеется, не все произведения равно ценны в художественном отношении, не которые произведения недостаточно пра вильно оценивают события и в хрестома тию они включены исключительно пото му, что дают читатедю ценный фактиче ский материал о прошлом Сибири». Итак, перед нами не антология сибир ских писателей и не хрестоматия по исто рии. Перед нами лучшие образцы художе ственной литературы о прошлом Сибири, иначе гово(ря — некоторое подобие худо жественной хрестоматии для чтения по истории Сибири. Но дело не в определении. Дело в том — «ужна ли нам такая книга? Бесспорно нужна, очень нужна. Познание прошлого своей страны, особенно средствами худо жественной литературы, играет огромную роль в воспитании коммунистического че ловека. Забегая несколько вперед, скажем, что тот, кто впервые прочтет эту книгу, бу дет потрясен многими 'страницами ее. Пе ред ним откроется во всей своей непри глядности и дикости «вольная жизнь на богатой сибирской земле», перед ним об нажится обагренная кровью формула за кона капиталистического общества «чело век человеку — волк!» И он по-новому особенно ярко осознает глубокий истории ческий смысл иногда все еще механиче ски, бесстрастно повторяемой фразы; «бы ла Сибирь каторжная, стала Сибирь со циалистическая». Нужно было столкнуть эти две эпохи 'Сибири, чтобы подчеркнуть, какая глубокая пропасть разделяет нас, граждан страны социализма, активных строителей третьей сталинской пятилетки, от этих черных дней Сибири, как величе ственны наши дела, как счастлива и пре красна наша жизнь под сенью Сталинской Конституции. Весьма похвально, что издательство ра ботает над хрестоматией «Сибирь совет ская, социалистическая». Но, независимо от этого, не было никаких причин лишать рецензируемую книгу этого важнейшего раздела. Без него книга теряет многое, выглядит как бы незаконченной. Но «чего нет — того нет», — отвегил дядя Костя, герой фильма «Веселые ре бята», когда у него попросили автапраф. В такое же неудобное положение постави ли себя и составитель и издательство. И еще один упрек по этому же адресу. В книге весьма существенно ощущается потребность в предисловии или вводной статье. Примечания, данные в приложении, не могут полностью восполнить этот про бел. При чтении этой хрестоматии широкие читательские круги впервые знакомятся с произведениями доселе неизвестных им или мало известных писателей. И, «открывая» для себя вновь многих писателей XIX ве ка, читатель невольно сталкивается с ря дом вопросов чисто литературного поряд ка. Когда, как зачиналась, росла и разви валась художественная литература непо средственно на территории Сибири? Какой интерес был проявлен к Сибири вообще русской художественной литературой? Та кой статьи нет. В силу этих причин, преж де чем перейти непосредственно к разбору материала хрестоматии, нам хочется при вести небольшую историческую справку о развитии сибирской темы в русской лите ратуре и о состоянии литературы в самой дореволюционной Сибири. II Огромная территория от Уральских гор здо берегов Тихого океана еще в недале ком прошлом именовалась одним звучным и страшным словом Сибирь. Исторически сложилось так, что страна, превышающая территориально в полтора раза всю Европу, страна, обладающая ис ключительными природными богатствами, не только не стала центром культуры^ но даже два века спустя после открытия Америки все еще «была погруженной для географов в глубокий мрак». «Вся страна, — писал известный натура лист Иоганн Гмелин в предисловии к сво им четырехтомным дневникам сибирских путешествий, — слыла под именем Тата рии, все народы, в ней обитавшие, почи тались за татар; не знали даже, как дале ко (на восток) тянется суша и продол жается ли она до Америки или отделяется от нее морем».! Для решения э т а п / вопроса еще Петр Первый снаряжал специальных курьеров. В инструкции, данной Ивану Еврейнову и Федору Лушйгау, датированной 2 января 1719 года, говорится: «Ехать вам до Тобольска, и от Тоболь ска, взяв провожатых, ехать до Камчатки и далее, куда вам указано, и описать та- можние места: сошлася-ль Америка с Ази ей, что надлежит зело тщательно сделать не только зюйд и норд, но и ост и вест и все на карте исправно поставить». Последующие десятилетия не только «исправно на карте поставили», но и «зе 1 «Путешествие через Сибирь в годы 1733 и 1743».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2