Сибирские огни, 1939, № 3
Гены Щукина, .показать глубоко и отчет ливо его подлинно народный героизм — задача очень трудная. Как справился с ней А. Смердов? Надо сказать, что он нашел верный путь к ее разрешению. Он увидел и отобрал умело целый ряд существенных, ярких фактов и деталей из жизни школьника Гены Щукина, eiro школьных товарищей, его старших друзей, из быта рабочих з о лотых приисков, из событий, предшество вавших трагической гибели доблестного Гены. Таковы факты и подробности друж бы Гены с молодым шофером «дядей Пе тей», чтение книжки о Сергее Мироновиче Кирове, взаимоотношения Гены и Васька Маслова, клятва Васька и др. Композици онно «Повесть о Гене Щукине» построен#» хорошо; порядок изложения событий и фактов из жизни Гены Щукина и его дру зей — закономерен. В известной степени перед читателем со страниц книжки встает живой образ Гены Щукина, советского школьника, пионера, молодого сына своего времени, советско го народа, несущего в себе органическую, неиссякаемую любовь к своей Родине, к трудящимся и жгучую, испепеляющую не нависть к врагам народа всех мастей и рангов. В известной степени А. Смердов показывает читателю, что наши дети, как Гена Щукин, —■ действительно новая, со циалистическая поросль человечества, ста линское молодое племя борцов за комму низм. Но этот показ недостаточно убеди телен. На всей повести лежит неприятная печать или спешки, или небрежности. Не которые эпизоды |(напр., чтение книжки о С. М. Кирове, отдельные моменты игры школьников в чапаевцев, примирение с Васьком) совершенно невыразительны, опи сание их сделано неуверенной рукой, ском кано. Более доработаны, более тщательно написаны последние две главы. Особенно отчетливо видны следы спешки <или небрежности) в языке книжки. А. Смердов — поэт, бесспорно талантли вый, хорошо чувствующий силу, яркость и точность языка. Но в «Повести о Гене Щукине» он словно растерялся, потерял власть над ним. «Улыбаются» и «хмурят ся» без конца и Петя, и Гена, и Акимов и другие. «Вьются» и «виляют» и дороги, и реки, и автомобили. Надоедливо спрягает ся глагол «мчаться» на первых страницах. «Ползет» машина, «ползет# поезд, «запол зает» за горы солнце, «вползают» в пеще ру и «выползают» из нее школьники, «сползает» на глаза шапка, «ползает» по льду Гена... Эти повторения делают описа ния серыми, безжизненными, стирают от личия между людьми, явлениями. Много неточных и неверных описаний. Например, как может солнце, опускаясь «за дальние хребты», золотить «их вершины»? Каким образом «после дождей, слякоти, сырого, резкого ветра» в день когда вьгпал первый снег — «уже наверняка замерзла река»? Разве «во время удара (кием в биллиард ный шар) под гимнастеркой набухают мускулы рук»? Как раз наоборот — до удара, когда рука еще согнута. Почему автомобиль, поднимаясь в гору, «тяжело гудит»? На стр. 8 есть такое описание: «Он (шо фер) сидит на корточках около радиато ра. Между колесами лужица воды. То ненькая струйка вытекает из сот ради атора. Капли, падая на землю, момен тально обволакиваются серой пылью». Че му тут верить? Как все это обстоит в действительности: вытекает ли струйка, или падают капли — на землю или в лу жицу воды? Есть ряд небрежностей такого порядка: «шофер гоняет шарей (?)», «понес их к (?) учительнице» и т. д. Примеры этих не порядков в описаниях, в языке, каким на писана книга, можно умножить. Но, ду мается, что и приведенных достаточно, чтобы утверждать, что подобная спешка (небрежность) портит целый ряд картин и характеристик. Они теряют свою яркость и меткость, а следовательно, и убедитель ность. Недопустима такая небрежная манера письма еще и потому, что книжка в ос новном рассчитана на школьника и должна ' помогать ему повышать культуру .своего языка. Спешка привела к снижению качества книжки с хорошо подобранными фактами и деталями героической биографии добле стного Гены Щукина! Снизилась жизнен ность и яркость характеров, нанесен ущерб убедительности повествования в це лом. Г. Павлов СИБИРЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I Книга называется «Сибирь в художе ственной литературе»,1 В ней дано около ста художественных произведений, 'Пре имущественно в отрывках, тематиче ски связанных с дореволюционной Си бирью. 1 «Сибирь в художественной литерату ре». Составитель Г. Пушкарев. Редактор ■С. Кожевников. Огиз. Новосибирское обла стное издательство. 1938 г. В книге представлены свыше семидесяти авторов: классики, писатели XIX века, наши современники. Обширный художественный материал книги подан в девяти разделах. Первый — «Сибиракая старина», послед ний — «За власть Советов». Советской Си бири в книге нет. Составитель полагает, что «показ советской социалистической Сибири» — тема другой книги, над которой ведет работу Новосибирское областное из дательство ОГИЗ’а. Какая же задача ставилась при сосга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2