Сибирские огни, 1939, № 3

Гены Щукина, .показать глубоко и отчет­ ливо его подлинно народный героизм — задача очень трудная. Как справился с ней А. Смердов? Надо сказать, что он нашел верный путь к ее разрешению. Он увидел и отобрал умело целый ряд существенных, ярких фактов и деталей из жизни школьника Гены Щукина, eiro школьных товарищей, его старших друзей, из быта рабочих з о ­ лотых приисков, из событий, предшество­ вавших трагической гибели доблестного Гены. Таковы факты и подробности друж­ бы Гены с молодым шофером «дядей Пе­ тей», чтение книжки о Сергее Мироновиче Кирове, взаимоотношения Гены и Васька Маслова, клятва Васька и др. Композици­ онно «Повесть о Гене Щукине» построен#» хорошо; порядок изложения событий и фактов из жизни Гены Щукина и его дру­ зей — закономерен. В известной степени перед читателем со страниц книжки встает живой образ Гены Щукина, советского школьника, пионера, молодого сына своего времени, советско­ го народа, несущего в себе органическую, неиссякаемую любовь к своей Родине, к трудящимся и жгучую, испепеляющую не­ нависть к врагам народа всех мастей и рангов. В известной степени А. Смердов показывает читателю, что наши дети, как Гена Щукин, —■ действительно новая, со­ циалистическая поросль человечества, ста­ линское молодое племя борцов за комму­ низм. Но этот показ недостаточно убеди­ телен. На всей повести лежит неприятная печать или спешки, или небрежности. Не­ которые эпизоды |(напр., чтение книжки о С. М. Кирове, отдельные моменты игры школьников в чапаевцев, примирение с Васьком) совершенно невыразительны, опи­ сание их сделано неуверенной рукой, ском­ кано. Более доработаны, более тщательно написаны последние две главы. Особенно отчетливо видны следы спешки <или небрежности) в языке книжки. А. Смердов — поэт, бесспорно талантли­ вый, хорошо чувствующий силу, яркость и точность языка. Но в «Повести о Гене Щукине» он словно растерялся, потерял власть над ним. «Улыбаются» и «хмурят­ ся» без конца и Петя, и Гена, и Акимов и другие. «Вьются» и «виляют» и дороги, и реки, и автомобили. Надоедливо спрягает­ ся глагол «мчаться» на первых страницах. «Ползет» машина, «ползет# поезд, «запол­ зает» за горы солнце, «вползают» в пеще­ ру и «выползают» из нее школьники, «сползает» на глаза шапка, «ползает» по льду Гена... Эти повторения делают описа­ ния серыми, безжизненными, стирают от­ личия между людьми, явлениями. Много неточных и неверных описаний. Например, как может солнце, опускаясь «за дальние хребты», золотить «их вершины»? Каким образом «после дождей, слякоти, сырого, резкого ветра» в день когда вьгпал первый снег — «уже наверняка замерзла река»? Разве «во время удара (кием в биллиард­ ный шар) под гимнастеркой набухают мускулы рук»? Как раз наоборот — до удара, когда рука еще согнута. Почему автомобиль, поднимаясь в гору, «тяжело гудит»? На стр. 8 есть такое описание: «Он (шо­ фер) сидит на корточках около радиато­ ра. Между колесами лужица воды. То­ ненькая струйка вытекает из сот ради­ атора. Капли, падая на землю, момен­ тально обволакиваются серой пылью». Че­ му тут верить? Как все это обстоит в действительности: вытекает ли струйка, или падают капли — на землю или в лу­ жицу воды? Есть ряд небрежностей такого порядка: «шофер гоняет шарей (?)», «понес их к (?) учительнице» и т. д. Примеры этих не­ порядков в описаниях, в языке, каким на­ писана книга, можно умножить. Но, ду­ мается, что и приведенных достаточно, чтобы утверждать, что подобная спешка (небрежность) портит целый ряд картин и характеристик. Они теряют свою яркость и меткость, а следовательно, и убедитель­ ность. Недопустима такая небрежная манера письма еще и потому, что книжка в ос­ новном рассчитана на школьника и должна ' помогать ему повышать культуру .своего языка. Спешка привела к снижению качества книжки с хорошо подобранными фактами и деталями героической биографии добле­ стного Гены Щукина! Снизилась жизнен­ ность и яркость характеров, нанесен ущерб убедительности повествования в це­ лом. Г. Павлов СИБИРЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I Книга называется «Сибирь в художе­ ственной литературе»,1 В ней дано около ста художественных произведений, 'Пре­ имущественно в отрывках, тематиче­ ски связанных с дореволюционной Си­ бирью. 1 «Сибирь в художественной литерату­ ре». Составитель Г. Пушкарев. Редактор ■С. Кожевников. Огиз. Новосибирское обла­ стное издательство. 1938 г. В книге представлены свыше семидесяти авторов: классики, писатели XIX века, наши современники. Обширный художественный материал книги подан в девяти разделах. Первый — «Сибиракая старина», послед­ ний — «За власть Советов». Советской Си­ бири в книге нет. Составитель полагает, что «показ советской социалистической Сибири» — тема другой книги, над которой ведет работу Новосибирское областное из­ дательство ОГИЗ’а. Какая же задача ставилась при сосга-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2