Сибирские огни, 1939, № 3

«ничейные нормы нового приема, что дает возможность избежать перегрузки кабине­ тов, лабораторий, учебных комнат. Годы 1923-1928 являются годами роста и укрепления университета в целом и физмата в особенности. В этот период университет окончательно оформляется в организационном отношении в составе от­ делений: 1 ) химического с тремя специальностя­ ми: неорганическая' и физическая химия, органическая химия и химия техническая; 2 ) геолого-географическош отделения с двумя специальностями: геолого-петро- графич'еская и геолого - палеонтологиче­ ская; 3) биологического отделения со спе­ циальностями: физиология растений, гео- ботаника, систематика низших растений, экспериментальная зоология и сравни­ тельная анатомия; 4) физико - математического отделения со специальностями: математика, астро­ номия с геодезией, электрических коле­ баний и конструкции физических прибо­ ров. Материальная база к 1926-1927 г. ста­ ла вполне удовлетворительной. Количество студентов в 1927 году до­ стигало 1494, из них по партийности: членов ВКП(б) 158, или 10,5%, ВЛКСМ 258, или 17,3%; по социальному составу: рабочих 291, крестьян 319, служащих 617. Эти данные 'говорят о том, что в 1927 году TIT уже являлся пролетаризирован­ ным, подлинно советским университетом. Для подготовки преподавательских кадров в университете начинает развер­ тываться институт аспирантуры (в 1927 г. 8 чел.). В 1930 году из состава ТГУ выделился ряд отраслевых вузов: химфак слился с Технологическим^ институтом, образовав Сибирский Химико-технологический инсти­ тут; геологическое отделение университе­ та слилось с горным институтом, образо­ вав Сибирский ГеологонраЗ'Ведочный ин­ ститут. В 1928 году на базе физико-ма- тематического факультета организуется Сибирский Физико-технический институт. К 1 января 1931 года из состава универ­ ситета выделился в самостоятельную еди­ ницу Медицинский институт, а взамен его организовался педагогический факультет с отделениями: литературно-лингвистиче­ ским, математическим и химическим, за­ дача которых заключалась в подготовке преподавателей соответствующих дисци­ плин для средних школ Сибири. С выделением медфака 1 количество сту­ дентов и профес'&орско-преподавательско- персонала в университете сильно сократи­ лось. Осенью 1931 года произошло выделе­ ние в отдельный вуз педагогического фа­ культета. Репштелыный перелом в работу уни­ верситета внесло решение ЦИК СССР о высшей школе. Это историческое реше­ ние, поставившее вопрос о высшем обра­ зовании в СССР на совершенно новую припципиалыпую высоту, было встречено всей университетской общественностью с большим удовлетворением. Процесс «соби­ рания» и укрепления университета, на­ чавшийся ранее, теперь пошел более бы­ стрыми и решительными темпами. В 1932 г. в университете создается научно- исследовательский институт механики и математики, перед которым ставятся большие задачи научно-исследовательского порядка по разрешению ряда актуаль­ ных проблем в области механики и ма­ тематики. В 1934 г. ТГУ присвоено имя велико­ го революционера-большевика Валериана Владимировича Куйбышева, бывшего сту­ дентом ТГУ в 1909 г. В настоящее время Томский универси­ тет является одним из крупнейших ву­ зов не только в Сибири, но и ро всем Союзе. ТГУ объединяет 4 факультет! (фи­ зико-математический, химический, биоло­ гический и почвенно-геолого-географиче- ский) и заочный сектор; на очереди пред­ стоит открытие исторического и геогра­ фического факультетов, В ТГУ имеются 43 'кафедры, 3 научно-исследовательских ин­ ститута, научная библиотека всесоюзного значения, 5 музеев, гербарий, ботани­ ческий сад, ряд лабораторий, мастерских, кабинетов и др. подсобных учреждений. После значительного падения студенче­ ских кадров в 1929-30 годах, в связи с выделением мединститута, пединститута и др., ТГУ, начиная с 1932 года, снова ста­ новится мощным вузом, с большим коли­ чеством учащихся: в 1933 году — 1235 чел., в 1935 году — 1420 чел., а в 1938 году — 1693 чел. Кроме того, в ТГУ учится еще 1600 за­ очников и экстернов. Состав студенчества характеризуется следующими данными на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2