Сибирские огни, 1939, № 3

щен'ие рабочего дня до 8 часов и уве­ личение заработной платы), но и политиче­ ские. Выработаны они были пои руковод­ ством большевиков. О ходе забастовки начальник омского жандармского управления в секретном уве­ домлении на имя военного губернатора доносил: «Она (забастовка. Б.) возникла) и поддерживается вследствие агитаторской деятельности небольшой группы лиц крайнего направления »-1 Эта «небольшая группа» была больше­ вистской группой во главе с Валерианом Куйбышевым. 0 роли большевиков в руководстве за­ бастовкой говорит и обращение, выпущен­ ное союзом приказчиков в ответ на клеве­ ту врагов: «Не какой-нибудь каприз ру­ ководит забастовщиками, но забастовка вытекла из сознания, что без борьбы нет возможности для приказчиков обеспечить себе хоть сколько-нибудь устойчивые и человеческие условия труда и условия существования. Мы, граждане, хотим быть людьми, а не пешками в руках хозяев ».2 Эта забастовка так встревожила воен­ ного губернатора, что он 12 сентября опубликовал приказ, направленный про­ тив забастовщиков и грозивший им тюрь­ мой, штрафами и высылкой- Но угрозы не помогли губернатору. 15 сентября 1906 г. состоялось общее собрание союза служащих торгово-промы­ шленных предприятий, на котором была произведена закрытая баллотировка. Из 377 человек, присутствовавших на собра­ нии, высказалось за забастовку 358 чело­ век, а остальные воздержались. Против не было ни одного голоса. Забастовавшие получили много приветственных теле­ грамм от рабочих организаций других горо­ дов с заявлениями о солидарности со ста­ чечниками. В частности, курганский союз торговых служащих телеграфировааг, что он «шлет свое искреннее пожелание твер­ до и смело довести дело до полной по­ беды». 18 сентября стачка закончилась побе­ дой забастовщиков. Газета «Сибирская жизнь» 24 сентября 1906 г. была выну­ ждена поместить сообщение о том, что забастовка «закончилась для служащих успешно». 1 Донесение от 17/IX — № 2096 за 1906 г. Омский облархив. - Газета «Сибирская жизнь» от 28 сен­ тября 1906 г. № 208. Этой успешной забастовкой руководил тов. Куйбышев. Значительную работу Валериан Влади­ мирович проводил и среди рабочих-желез- нодорожников. Под его руководством в 1906 г. происходило несколько собраний- протестов железнодорожных рабочих; про­ тив произвола администрации. В большин­ стве случаев эти собрания тоже заканчи­ вались победой работах. Вот один из многих примеров: 20 июня в депо ст. Омск собрались рабочие и пред’- явили начальнику требование: принять двух товарищей, уволенных без об’яснения причин. Несмотря на то, что был вызван жандармский ротмистр, рабочие не поко­ лебались и добились своего. Второй пример: 9 июля состоялся ра­ бочий митинг омских железнодорожников, на котором была принята резолюция о борьбе за землю и за 8 -часовой рабочий день. Про этот митинг газета «Степной край» писала: «В воскресенье, 9-го июля, в роще же­ лезнодорожного поселка состоялся рабо­ чий митинг, — присутствовало 300 чело­ век. После нескольких речей о 9 января, о деятельности Госуд. думы, о роли проле­ тариата в русской революции и о кресть- я 1 иском и солдатском движении собранию была предложена резолюция, где было дано обещание поддержать фракцию (со- циал.-демокр.) в ее борьбе за Учр. собра­ ние, за землю, за 8 -часовой рабочий день. Собрание единогласно ее приняло. Затем с пением революционных песен собрание разошлось ».1 Но на этом железнодорожные рабочие не остановились. 18 августа тот 1 же «Степной край» сообщал, что «состоя­ лось общее собрание жел.-дор. рабочих депо ст. Омск. Присутствовало 1500 рабо­ чих. Обсуждались вопросы: о прибавке зарплаты чернорабочим на дороге, о при­ нятии уволенных рабочих за политические выступления и о мерах борьбы с черно­ сотенцами». Такая борьба могла быть только борь­ бой, организованной под руководством большевиков. А во главе их в Омске, как мы знаем, стоял В. В. Куйбышев. Очень много сделал Валериан Владими­ рович и для организации профессиональ­ ных союзов. В 1906 г. в Омске возникли первые ле- 1 Газета «Стеганой край» от 12 июля 1906 г. № 144.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2